Андрей Садовый: власть имитирует изменения, а потому нельзя исключать новую волну недовольства народа
Руководитель партии «Самопомощь» Андрей Садовый в кресле мэра Львова уже восьмой год. Приведя в парламент более трех десятков новых людей, сам Садовый в депутаты не пошел.
Сайт Ualife попросил политика оценить ситуацию в стране через год после Революции Достоинства и сделать прогнозы на будущее.
- Прошел год со времени революции. Как Вы считаете, ситуация изменилась к лучшему или к худшему?
— К сожалению или к счастью, новая страна рождается в очень тяжелых муках. Хотя сама идея Украины как государства имеет тысячу и более лет, но опыта государственности у нас не было долгое время.
Мы хотим перемен уже и немедленно. Но забываем, что мы прошли через очень сложные испытания и ХVІІІ, и ХІХ, и ХХ веков. Теперь, очень часто сетуя, что имеем плохую власть, люди забывают, что во власть выбирают себе подобных.
Хочешь изменений – начни с себя.
- Возникает впечатление, что это мнение разделяют все, кроме политиков. Разве нет ощущения, что они не меняются?
— Да, люди, пришедшие к власти благодаря революции, клали руку на Библию и Конституцию и клялись отдать жизнь ради успеха страны, быстро забывают силу той клятвы. Она будет за ними идти на протяжении всей их жизни. Поэтому если кто-то думает, что просто так сказал и забыл, это очень большая ошибка. Но, по моему убеждению, самая большая надежда нашего государства – молодые люди, которые родились уже в независимом государстве, которые не имеют опыта двойных стандартов, которые являются чистыми. И с такими людьми нужно работать. Изменения сделает молодежь, нужны качественно новые люди.
- После революции имеем уже второе правительство. Есть шанс, что оно будет работать лучше?
— Я имел очень много замечаний к работе предыдущего правительства. Публично говорил, что многих из них не принимал бы и в ЖЭКи работать. Если говорить о составе сегодняшнего правительства, то оно по уровню профессионализма лучше. Но я не вижу системной работы. И это вопрос, на который надо очень быстро давать ответ. Я бы хотел, чтобы была системная работа Кабмина, Президента и Парламента. А этого сейчас нет. Конечно, это можно имитировать красивыми выступлениями, красивыми совещаниями с телекамерами. Но люди все чувствуют.
Сегодня люди могут многое простить. Но чего не простят – это коррупции, которая есть и с которой мы сталкиваемся каждый день в нашей жизни. Не могут простить бездействия. Поэтому, с одной стороны, я очень большой оптимист и верю в завтрашний день нашего государства, но, с другой, я – практик. Понимаю, что нас ждут очень сложные испытания, через которые мы должны пройти. Если не начнем действовать результативно, не будет государства.
- И все же, какова основная причина, которая может объяснить, почему изменения не происходят?
— Несмотря на распространенное мнение, Украина еще не стала действительно независимой. Были и остаются огромные влияния. Влияния из соседних стран, влияния номенклатуры, которая через приватизацию захватила управление страной, все стратегические предприятия. Тотальное влияние олигархии на политику и государство. Даже при голосовании в парламенте мы видим, как это происходит.
- Можно сказать, что украинские олигархи блокируют изменения? Их интересы как-то влияют на ход реформ? Готовы ли они, по вашему мнению, для благосостояния страны пожертвовать своими бизнес-интересами?
— Это одна из ключевых причин наших проблем – они живут в своем мире. Их мир – это частные самолеты, шикарный отдых, изысканная пища. Они не видят жизнь 99 процентов украинцев, живущих в бедности. Которые на самом деле сегодня выживают, думают, на что потратить свои небольшие деньги – на лекарства, еду или что-то детям купить. Олигархи этого не понимают. В том их беда.
Любые настоящие реформы – это существенная потеря воздействий и возможности получать сверхприбыли. Они сопротивляются, как могут.
Если бы сегодня богатые люди Украины всю энергию направили на то, чтобы построить действительно независимое государство, то выиграли бы, прежде всего, они. Их имущество, которое они имеют, было бы стремительно капитализировано и стоило бы в десятки, сотни раз больше, чем то, что у них сегодня, даже используя теневые схемы. Они наслаждаются тем, что контролируют политиков и просто грабят государство, не замечая, что делают большую беду всем, в том числе и себе.
- Сейчас многие говорят о необходимости проведения реформ. Что такое, в вашем понимании, реформы? Например, повышение тарифов на газ, коммуналку – это реформы?
— С одной стороны, надо жить по возможностям, которые сегодня имеем. Или мы так сегодня живем? Нет.
С другой стороны, если повысить кардинально цены на все, тогда какими средствами люди все будут оплачивать?
Я общаюсь с руководителями министерств, премьером и вижу, что на мои вопросы они не имеют ответа. Когда милиция, прокуроры, налоговики не будут источником коррупции, как у нас теперь есть? Когда мы увидим реальную борьбу с коррупцией? Когда заработают остановленные заводы?
Они молчат. А надо отвечать. И люди скажут – хорошо. Мы готовы стать бок о бок. Но этого нет. Идет большая имитация реформ.
- Сколько еще времени, по вашему мнению, рядовые украинцы будут терпеть отсутствие изменений и реформ в стране? Стоит ли ожидать третьего Майдана?
— Люди сейчас все видят и чувствуют гораздо острее, чем это было еще пять лет назад. Потому что боль и беда пришли в каждую семью. Во Львове каждую неделю похороны, иногда и двое. Сегодня в каждой семье есть те, кто на войне. А сколько раненых? Сотни раненых. Люди все видят и хотят справедливости. Чтобы была справедливость, должна быть правда. Двойные стандарты вводят людей в состояние шока. Поэтому сегодня есть ощущение цунами. Или действующая исполнительная власть и те люди, которые взяли на себя ответственность за ситуацию в государстве, это поймут, а если нет – это цунами их сметет.
Сколько люди будут терпеть? Терпеть можно всю жизнь. Но это не по-божески. Бог родил человека свободным, он дает ему испытания, чтобы он становился сильнее. Посмотрите на восток Украины. Там люди жили, имея над собой неформальных руководителей — «паханов», олигархов. Они не протестовали, их все устраивало. И результат не заставил себя ждать.
- Кажется, все вокруг – только негатив. Неужели нет выхода из этой ситуации?
— Люди на Майдане стояли за смену власти и реформы. Реформы – это потребность работать. Потребность принимать на работу профессиональных людей, а не людей, которые заглядывают тебе в рот и будут говорить, что ты сделаешь. Должны быть другие люди.
Ключевая ошибка – выборы по старой системе. Мы проиграли выборы в парламент по открытым спискам, по пропорциональной системе, чтобы гниль не попала в Раду. Зато оставили старую схему мажоритарки и закрытые списки. Люди видели пятерых лидеров, говоривших, какие они красивые. Но люди не знали, кто в списках есть. Только «Сомопомич» пошла на беспрецедентный шаг, отдав все места в списке самодостаточным, независимым людям. И сегодня я счастлив, что они показывают качественную работу в парламенте.
Если не будет реформ, то есть два варианта развития событий. Или новая волна, которая уже будет трагической для государства, поскольку может поставить крест на существовании Украины как государства. Второй – проведение выборов по открытым спискам, чтобы к власти приходили новые, самодостаточные, честные люди.
В прокуратуру Грузии принимали студентов старших курсов. Как говорил Гавел – лучше полгода непрофессионализма, чем всю жизнь деструкция. Молодежь легче научить, чем переучивать людей, которые на протяжении жизни привыкли работать иначе.
Был бы ли Майдан, если бы студенты не вышли во Львове или Киеве? Была бы Революция Достоинства? Нет. И неизвестно, где мы сегодня были бы.
- Может ли война в стране быть оправданием для чиновников за отсутствие реформ?
— Наоборот. Непроведение реформ нас только ослабляет. Танки войны не выигрывают. Войну выигрывают люди, которые безгранично верят в свою страну.
Поверьте, мы нигде не будем счастливыми, кроме Украины.