СМИ США выдвинули свою версию крушения украинского самолета в Иране: детали
Украинский авиалайнер упал на землю в огненном шаре вскоре после взлета из Тегерана в среду, убив всех 176 человек на борту в результате крушения, которое, по словам источников издания Reuters в разведке, вероятно, было вызвано технической неисправностью.
Boeing 737-800 Украинских международных авиалиний (МАУ), летевший в Киев и перевозивший в основном иранцев и ирано-канадцев, потерпел крушение спустя несколько часов после того, как Иран выпустил ракеты по базам, в которых размещались силы США в Ираке. Это заставило некоторых предположить, что самолет мог быть сбит, сообщает издание Reuters.
Но пятеро источников издания из службы безопасности (три американца, один европеец и один канадец, которые попросили не называть их имени) сообщили, что первоначальная оценка западных спецслужб заключалась в том, что самолет пострадал из-за технической неисправности и не был сбит ракетой. Канадский источник сообщил, что имелись свидетельства перегрева одного из реактивных двигателей.
Авария наступила в трудное для авиастроительной компании время. Boeing Co основала свой флот 737 MAX после двух аварий. 737-800 является одной из самых популярных в мире моделей с хорошими показателями безопасности и не имеет программных функций, связанных с авариями 737 MAX.
"Мы находимся в контакте с клиентами нашей авиакомпании и поддерживаем их в это трудное время. Мы готовы оказать любую необходимую помощь", - заявил производитель. Он отказался от дальнейших комментариев. В среду его акции упали на 1,1%.
В среду утром в Париже производитель двигателей самолета French-U.S. фирма CFM, которая является совладельцем General Electric Co и французской Safran, заявил, что спекуляции относительно причины были преждевременными.
Первая катастрофа в истории МАУ
Тлеющие части и мусор, включая обувь и одежду, были разбросаны по полю к юго-западу от иранской столицы, где спасатели в масках выкладывали десятки мешков с телами.
Украинские власти сообщили, что среди жертв было 82 иранца, 63 канадца и 11 украинцев. Маршрут Тегеран-Торонто через Киев был популярным для канадцев иранского происхождения, посещающих Иран, из-за отсутствия прямых рейсов, и доставлял многих студентов и преподавателей домой из отпуска.
Среди жертв была новобрачная, которая поехала в Иран, чтобы пожениться. Араш Поурзараби, 26 лет, и Поун Гурджи, 25 лет, были аспирантами в области компьютерных наук в Университете Альберты. Четверо приглашенных на их свадебную вечеринку также были на борту.
В главном киевском аэропорту рядом с фотографиями погибших членов украинского экипажа были возложены свечи и цветы.
Это была первая катастрофа в киевской авиакомпании "Международные Авиалинии Украины", и авиакомпания заявила, что делает все возможное, чтобы установить причину. Украина заявила, что отправляет группу экспертов в Иран для расследования. Президент Владимир Зеленский заявил, что поручил генеральному прокурору Украины начать уголовное производство, не уточняя, против кого именно.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Канада "продолжит тесно сотрудничать со своими международными партнерами, чтобы обеспечить тщательное расследование этого крушения", а госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Соединенные Штаты призывают к полному сотрудничеству с любым расследованием причины крушения.
Согласно международным правилам, ответственность за расследование аварии лежит на Иране. Государственное телевидение Ирана заявило, что были обнаружены как голос черного ящика самолета, так и регистраторы данных.
Полуофициальное информационное агентство Mehr процитировало слова главы иранской организации гражданской авиации о том, что неясно, в какую страну Иран отправит черные ящики для анализа данных, но не предоставит их Boeing.
Похоже, что катастрофа обернется хрупкими международными протоколами о сотрудничестве в расследовании авиационных катастроф в то время, когда Соединенные Штаты и Иран погрязли в конфронтации.
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ВИДЕО
Самолет, который разбился, был трехлетним Боингом 737-800NG. Как сообщили в Международных авиалиниях Украины, его последнее плановое техническое обслуживание состоялось 6 января.
На любительском видео, снятом иранскими информационными агентствами была показана нисходящая вспышка в темном небе. Это сопровождалось комментариями о том, что самолет был "в огне", а затем произошла более яркая вспышка, когда он, по всей видимости, столкнулся с землей. Reuters не удалось подтвердить подлинность отснятого материала.
При этом ранее в среду Иран выпустил более десятка баллистических ракет по базам, в которых размещались американские силы в Ираке, в ответ на удар американских беспилотников на прошлой неделе, в результате которого был убит иранский военный командир.
После ракетных ударов некоторые авиакомпании отменили полеты из Ирана и Ирака и перенаправили другие из воздушного пространства обеих стран. Европейское агентство по авиационной безопасности рекомендовало, чтобы коммерческие рейсы избегали воздушного пространства Ирака.
Иранское телевидение объяснило крушение неустановленными техническими проблемами, а другие иранские СМИ сообщили о заявлении местного авиационного чиновника о том, что пилот не объявил чрезвычайную ситуацию.
Эксперты по безопасности утверждают, что авиационные происшествия на авиалайнерах редко имеют единственную причину и что для понимания всех факторов, стоящих за ними, обычно требуются месяцы расследования.
Современные самолеты спроектированы и сертифицированы для того, чтобы справляться с неисправностью двигателя вскоре после взлета и длительное время летать на одном двигателе. Но отказ двигателя при наборе высоты, когда силовая установка работает на максимум, может вызвать сильный пожар и шрапнель, которая, в свою очередь, может привести к повреждению других систем самолета.
Тем временем в иранских СМИ появилось новое фото, предположительно, с места крушения самолета Boeing 737 украинских авиалиний МАУ, на котором виден фрагмент ракеты. Есть подозрения, что именно она сбила лайнер и убила 176 человек.