1 декабря 2015, 10:51

В Донецке люди ждут, когда их освободит Украина

​В оккупированном Донецке школьники учат биографию Захарченко, а взрослые пытаются найти работу. Горожане ждут, что их то-то освободит, но действовать сами пока не решаются.

В Донецке люди ждут, когда их освободит Украина

На этой неделе исполняется месяц с того дня, как боевики возобновили обстрелы украинских позиций. По данным военного руководства, провокации осуществляются на Донецком и Артемовском направлениях (в районе Горловки). Огонь ведется не только из стрелкового вооружения, но даже из танков. Жители оккупированной Горловки в отчаянье. В городе высокие цены и низкие зарплаты. Многие люди хотят вернуться в Украину, но предпочитают не связываться с боевиками и ждут, пока их кто-то освободит. А в Донецке в основном остались те, кто, несмотря на ухудшившиеся условия жизни, принял политику сепаратистов либо просто не может покинуть город, пишет "Сегодня".

Мы пообщались с жителем Горловки Сергеем и переселенкой Ольгой, которая последнее время проживает в Киеве, но время от времени бывает в Донбассе: они рассказали нам о жизни под боевиками, какое впечатление производят оккупированные территории после мирной столицы и как обстановка на пунктах пропуска.

"ОЖЕСТОЧЕННОЕ" ПЕРЕМИРИЕ. В первых числах ноября боевики нарушили режим тишины, который соблюдался до этого в течение двух месяцев. Палят из крупнокалиберного стрелкового вооружения, гранатометов и 82-мм минометов. Отмечались залпы и из "Градов". "Обстрелы идут каждый день. Обычно они начинаются где-то в 21:30 — 22:00. Стреляют также из танков", — рассказал житель Горловки Сергей. По его словам, огневые позиции замаскированы, поэтому понять, кто по кому палит, невозможно. Снаряды падают рядом: "Неподалеку от нас уничтожили блокпост так называемой "ДНР". Но нынешние обстрелы, конечно, слабее тех, что были хотя бы летом".

Сергей отмечает, что порядок в городе поддерживает "полиция". Некоторые решения "правоохранительных органов" создают иллюзию законности, к примеру, недавно был приговорен к расстрелу хулиган, бросивший в толпу гранату. И все же реальной властью в городе обладают те, кто "имеет камуфляж и автомат". "Действует комендантский час. Он начинается в 23:00, но своему сыну, несмотря на то, что ему уже 22 года, я строго-настрого приказываю быть дома в 21:00. Если кого-нибудь поймают на улицах позже 11 часов — заберут "на подвал"", — рассказывает Сергей.

По его словам, людям давно уже надоела такая жизнь, но они ждут, "когда кто-то придет и сделает что-то за них". "Я говорю своим знакомым: давайте пойдем в горисполком и хотя бы начнем об этом говорить. Мне отвечают: ты хочешь — сам и иди", — говорит Сергей.

Пару недель назад он все-таки сходил в горисполком, где записался на прием к "мэру" Горловки: "Я бы его спросил, почему они обманывают людей. И почему, например, зарплаты и пенсии платятся в рублях и по курсу одна гривня к двум рублям, а цены в магазинах — один к четырем. Обещали перезвонить. Жду до сих пор...".

Расчеты в городе производятся в российских рублях. Зарплаты и пенсии выдаются в соотношении одна гривня к двум рублям, в обменных пунктах гривня принимается по курсу 2500 рублей за 1000 гривен, а вот в магазинах соотношение цен на важнейшие товары действительно в среднем достигает одного к 3-4. "Например, сосиски у нас продаются по 278 рублей за килограмм (почти 92 грн), кило свинины у нас до 300 рублей (около 100 грн), сахар продают по 52 рубля за кило (чуть больше 17 грн), а хлеб — по 20—28 рублей, в зависимости от качества муки (6—9 грн)", — пояснил Сергей. По его словам, работы в городе практически нет, хотя его сын нашел заработок, восстанавливая разрушенные снарядами школы: "Платят 240 рублей (120 грн) в день. Пока не обманывали".

ПУНКТЫ ПРОПУСКА. Уехать из оккупированной территории непросто. По словам Сергея, пункт пропуска Майорск, в сторону подконтрольного украинским властям Артемовска, из-за больших очередей можно проехать часов за 12, хотя расстояние между Горловкой и Артемовском составляет менее 40 км. Бывает сложно проехать и на оккупированную территорию, например тем, кто хотел бы навестить оставшихся в ДНР родственников. О своем путешествии в Донецк к родителям рассказала бывшая жительница этого города, Ольга, которая переехала в Киев после начала боевых действий.

С помощью интернет-сервиса "Бла-бла-кар" Ольга нашла водителя, который ехал в Донецк. За место в автомобиле он брал по 750 грн с человека, обещая доставить пассажиров в Донецк через все тот же пункт пропуска Майорск. "В 05:00 выехали из Киева. Возле Полтавы водителю сообщили, что Майорск закрыт и надо ехать через Волноваху", — рассказала Ольга. Это поставило водителя в тупик, поскольку он не знал, как проехать к Волновахе: "Нас это возмутило: как это так, ты взял 750 гривен с человека и не знаешь дороги. Кроме того, мы боялись, что не попадем в Волноваху к 17:00 — ко времени закрытия блокпоста — и нам придется заночевать в поле".

Маршрут проложили вместе с водителем и прибыли в Волноваху вовремя. Преодолели блокпост на удивление быстро, к примеру "дэнээровцы" просто поинтересовались, кто куда едет и зачем. Около 20:00 Ольга была в Донецке, где ее встретили родители.

В ШКОЛАХ БИОГРАФИЯ ЗАХАРЧЕНКО. По словам Ольги, людей в Донецке на улицах очень мало, почти все опасаются выходить из дома после наступления темноты. Город гораздо хуже освещен, чем это было в мирное время, а многие магазины получили другие названия. Например, "Эпицентр" теперь называется "Галактика", а "Ашан" именуют просто "Гипермаркет". "Отжатыми" оказались и отделения многих банков. Теперь в них базируется так называемый "банк "ДНР", где людям надлежит оплачивать коммунальные услуги.

В городе сильна российская пропаганда, а также присутствует некий культ главаря незаконной ДНР Александра Захарченко. "Я видела рекламный билборд, где изображены, два шахтера, кусок каменного угля, а также портрет Захарченко с надписью: "Благодарю за труд и подвиг", — рассказала Ольга. А ее знакомые, у которых дочь учится в пятом классе, рассказали, что на 2 ноября (годовщина "выборов" в так называемой ДНР) детям задали выучить гимн "республики", а также биографию Захарченко: "Гимн и цвета флага "ДНР" знали все, а биографию Захарченко не рассказал никто".

По телевидению — сплошная российская пропаганда. "Каналы в основном российские. Местные новости идут бегущей строкой. Посмотрев телевизор в Донецке, можно подумать, что Россия представляет собой центр Вселенной. Идет много новостей о машиностроении, о том, сколько танков и другой военной техники выпущено на заводах, об импортозамещении. И все это с большой гордостью и с большим восхвалением", — рассказывает Ольга.

"ПРАВЫЙ СЕКТОР" ВСЕХ УБЬЕТ. Жизнь в так называемой ДНР, которая, по однозначному мнению собеседников, хуже, чем в Украине, вызывает вопрос: что заставляет людей все еще оставаться там? "Продукты, которые поставляются из РФ, — дрянь. Сметана — комками, сыр либо твердый, либо "мыльный", а пиво хоть и называется "Оболонь", но, судя по этикетке, тоже разлито в России и явно разбавленное. Но я избегаю говорить на эту тему с родителями. Отец считает, что "все наладится". Во всех бедах он обвиняет украинское правительство, которое про них забыло, а Россия, мол, защищает жителей Донецка от "Правого сектора", который придет и всех убьет. Наши политические взгляды необратимо разошлись", — с горечью говорит Ольга.

По ее словам, те, кто остался в Донецке, в основном либо приняли политику сепаратистов, либо просто не имеют возможности уехать, как, например, один из ее школьных друзей, который нашел хорошую работу в одном из местных институтов, сотрудничающих с "Газпромом". Те же дончане, кто покинул родной город, будут готовы вернуться туда, если в нем восстановится украинская власть. "Но им будет очень трудно найти общий язык с теми, кто сейчас там остался", — говорит Ольга.

Иная ситуация в Горловке, где, по мнению Сергея, 70% жителей хотели бы вернуться в состав Украины: "Я был в Краматорске, Дружковке, Константиновке. Там смеются дети. Люди отдыхают и сидят в кафе. А у нас?... Но, как я уже говорил, наш народ ждет, что кто-то придет и сделает что-то для него...".

Последние новости