30 ноября 2015, 23:06

Решить по-новому. Что нужно изменить Порошенко

Норвежский писатель Эрленд Лу в романе Фонк описывает придуманную историю о том, как премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг тайно снимает комнату в доме у безработного по имени Фонк. Приезжая туда на выходные, политик спасается от нервного срыва, вызванного постоянным перенапряжением на работе. Когда же Фонк спрашивает премьера, почему он не возьмет больничный, политик признается: я не могу после того, как это сделал мой предшественник. Каждый следующий премьер, берущий больничный, будет выглядеть слабым и жалким. Об этом пишет нардеп от БПП, журналист Сергей Лещенко.

Решить по-новому. Что нужно изменить Порошенко

В похожей ситуации оказался Петр Порошенко. Он не имеет права делать то, что делали предшественники. Порошенко стал президентом в стране, где Янукович исчерпал квоту на толерантное отношение общества к коррупции. И Порошенко больше не может вести себя, как прежние президенты, покрывая злоупотребления или расставляя смотрящих на государственные потоки.


В понедельник бурлила фракция блока Порошенко. Группа депутатов обвинила ряд серых кардиналов БПП не просто в коррупции, а в кампании по дискредитации всех, кто не боится озвучивать коррупционные связи нынешней власти. Чаще всего звучали фамилии заместителей руководителя фракции Игоря Кононенко и Сергея Березенко. Первого обвиняли в оседлании потоков госсредств, второго – в подкупе избирателей и связях с одиозным Олесем Довгим.

Теперь во фракции создана антикоррупционная платформа депутатов, готовых разоблачать злоупотребления как внутри политической силы, так и во всей политике. Хотелось бы, чтобы такому примеру последовал и премьерский Народный фронт, продолжающий покрывать одиозных личностей.

На этой неделе мне в руки попали материалы уголовного дела, открытого против ближайшего соратника Арсения Яценюка – Николая Мартыненко – в Швейцарии. Панамская компания Мартыненко Bradcrest Investments получала на свой счет комиссию от контракта между государственной компанией Энергоатом и чешским заводом Skoda. Речь идет об откате в размере 15-20 % от поставок оборудования на атомные электростанции. Более того, два года назад Мартыненко допрашивали по этому делу в Швейцарии, хотя сам он продолжает врать, что ничего не знает о расследовании. Прокуроры изъяли в банках Цюриха так называемую форму А, где конечным бенефициаром счетов панамской компании указан депутат Мартыненко.

Все эти документы получены генпрокурором Виктором Шокиным от вице-прокурора Швейцарской Конфедерации Урса Кели. Однако Мартыненко продолжает возглавлять комитет парламента по энергетике, который он использовал для получения откатов от Skoda. Эта история бросает тень не только на Народный фронт, но и на премьера Яценюка и всю постмайданную власть.

Расскажу еще одну историю. В ноябре я побывал в парламенте Норвегии по приглашению спикера Олемика Томмессена. Эта страна занимает шестое место в мире по уровню ВВП на душу населения после нефтяных деспотий и карликовых государств. Хотя еще недавно Норвегия считалась бедной страной. Затем были найдены углеводороды в Северном море, однако это привело не к снижению налогов, а к накоплению денег для будущих поколений. Общаясь с депутатом норвежского стортинга Кари Хенриксен, я пытался понять, в чем секрет. "Главное – это доверие между людьми. У нас дочь министра и дочь уборщика ходят в одну и ту же бесплатную школу, лечатся в одинаковых клиниках. Люди по многим критериям равны".

Норвегия – страна с минимальным уровнем коррупции. Показательно, что у них открыт даже реестр уплаченных налогов: любой гражданин может проверить, сколько заплатил сосед, депутат или премьер-министр в бюджет страны.

В отношениях украинской власти и общества зияет дыра недоверия. Гражданин ждет подвоха от чиновников, а власть не доверяет своим гражданам. Опасаясь не получить поддержку, партия премьера даже не участвовала в местных выборах. Глава правительства продолжает опираться на свое окружение, которое в сговоре с окружением президента погрязло в коррупции.

Согласно последним опросам, 51 % украинцев считают, что при Януковиче с коррупцией боролись лучше, чем сейчас. Эта оценка несправедлива. Просто власть сегодня не отвечает более высоким запросам общества. При Януковиче готовы были закрыть глаза на умеренное воровство, теперь же требуют не только нулевой толерантности к коррупции, но и проведения реформ.

Думаю, Порошенко уже не раз пожалел о том, что стал президентом, поскольку он априори не соответствует многократно завышенным ожиданиям общества. Однако он все еще может что‑то изменить, пожертвовав личными интересами. Иначе на повестке дня появится другой вопрос: досидит ли он до конца свою первую пятилетку.

Последние новости