13 июня 2014, 17:40

Газ и международная политика

В разные исторические эпохи, ресурсы являлись двигателями международной политики - земля, золото, пушнина, даже специи.

В наше время эту роль играют нефть и газ. О роли нефти dialog.ua уже писал. Однако сегодня в европейской политике куда более серьезную роль играет газовый вопрос.

Недоговорились

В очередной раз Украина и Россия оказались на грани «газовой войны» из-за того, что не смогли согласовать цену на газ. Украинская сторона настаивала на цене 268 долларов за тысячу кубометров газа, а российская видела ее не менее 350 долларов. Россия в целом предлагала вернуться к формуле близкой к «Харьковским соглашениям», то есть скидка в 100 долларов, но украинские переговорщики отказались. Президент же России Владимир Путин дословно он сказал «Если предложения РФ по газу будут отвергнуты Украиной, отношения перейдут в другую стадию». После чего обратился к премьер-министру РФ Медведеву и добавил: «Если так, то будем жить в другом измерении. Дмитрий Анатольевич я просил бы вас иметь это в виду, и так, как мы договаривались, выстроить дальнейшую работу».

Что имел в виду Путин? Ведь в отличие от «газовых» конфликтов прошлого, нынешний договор усугубляется тем, что отношения между двумя странами испорчены как никогда ранее. Россия до сих пор не признала де-юре Порошенко президентом, на Донбассе идет война. Возможно, слова Путина касались лишь газовой сферы и относились к тому, что РФ перейдет в отношениях с Украиной на предоплату. «Газпром» намерен внедрить эту форму расчета с 16 июня. А может они носили более глобальный характер и относились к ситуации в целом.

Dialog.ua уже писал, что в сложившейся ситуации есть два пути - первый признать Порошенко президентом Украины и постараться вместе с ним разрешить кризис на Донбассе. Второй - признать ДНР и ЛНР, возможно с введением войск на Донбасс. Если после встречи с Петром Порошенко в Нормандии, возвращение посла России в Украине Михаила Зурабова в Киев казалось, что Владимир Владимирович явно решил идти по первому пути, то сейчас такой уверенности нет. В частности в СМИ и в интернете появилась информация и видеозапись, что на вооружении ополчения ДНР есть танки Т-72. Довольно серьезные машины, не ультрасовременные конечно, но куда лучше, чем Т-64 которые в АТО использует украинская армия. А к ополченцам они попали, по всей видимости, из-за границы. Если Т-72 предоставила РФ то это конечно может быть просто демонстрация возможностей, чтобы сделать украинскую сторону сговорчивей на всех переговорах, а может означать, что Россия решила более серьезно начать снабжать ополчения .И тут нужно понимать, что автоматы Калашникова, РПГ, ПЗРК это одно дело - а танки совсем другое, совершено другой уровень снабжения вооружением. Около 20-30 таких машин могут изменить соотношение сил на Донбассе.

В случае начала «газовой войны» между Украиной и Россией заложником ситуации вновь станет ЕС. Там хорошо помнят 2009 год, когда пол Cоюза мерзло из-за резкого падения объемов поставляемого газа. Хотя сейчас лето, европейцам явно не улыбается снова терпеть неудобства из-за споров восточных славян. И возможно, они снова заставят стороны начать договариваться. Способы надавить на Украину, которая сейчас нуждается в финансовой помощи, Брюссель найдет, да и возможность давить на Россию есть в виде «Южного потока».

«Южный поток»

«SouthStream» - крупный проект газопровода, который должен пройти по дну Чёрного моря из Анапского района в болгарский порт Варну. Прежде всего, в реализации проекта заинтересована РФ, которая хочет получить пути доставки газа в западную Европу в обход Украины. В целом также интерес проявляли к нему и европейские страны, в проект вложены деньги французских, итальянских, немецких инвесторов. Однако Болгария приостановила строительство своей части газопровода, мотивирую это тем, что возникли вопросы, связанные с соответствием строительства газопровода европейскому законодательству. Также приостановлены работы в Сербии.

Мало у кого вызывает сомнение, что приостановка работ в этих балканских странах связана с политическими противоречиями между Россией и Западом из-за Украины. И США и ЕС используют проект как способ давления на Кремль. Однако вопрос готов ли ЕС вообще отказаться от этого проекта? Все очень непросто, дело в том, что инвесторами в строительстве газопровода выступают очень серьезные западные фирмы как ENI (Государственное нефтепромышленное объединение) - доля 20% от морского участка газопровода. Оборот компании более 83 миллиардов евро. EDF это крупнейшая государственная энергогенерирующая компания Франции доля ее составляет 15% от морского участка газопровода. Оборот EDF боле 64 миллиардов евро в год. Такую же долю имеет немецкая Wintershall Holding GmbH дочернее предприятие BASF, крупнейшего в мире химического концерна. Такие компании умеют защищать свои интересы и могут оказать давление на любое правительство. Кроме этого в территориальных отрезках имеют доли австрийские, хорватские, словенские, болгарские, сербские компании. Когда столько заинтересованных юридических лиц, обладающих огромным капиталом, то сомнительно, что подобный проект свернут. Однако насколько его могут «заморозить» - скорей всего европейцы постараются продержать его в таком состояние как можно дольше, чтобы иметь «козырь» в переговорах с Москвой.

Арбитраж

Однако если стороны не договорятся, возможно, решение вопроса будет происходить в Стокгольмском арбитраже. Украина давно говорит об этой возможности. Что же это за такая структура? Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (ТПС), известный как Международный арбитражный суд Стокгольма или Стокгольмский арбитраж, является самостоятельным подразделением Торговой палаты Стокгольма. То есть это не суд, а арбитражный орган, неправительственный. А это означает, что это будет внесудебное рассмотрение споров, основанное на соглашении сторон о передаче дела составу арбитража. Если говорить проще при арбитраже обе стороны согласны признать решение арбитров, в отличие от суда, когда его признание обязательно по закону и не исполнение решения суда влечет за собой санкции. По сути, этот арбитраж это третейский суд, когда вся процедура строится на авторитете судьи (арбитра в данном случае) и на добровольном желании истца и ответчика подчиниться решению судьи. Единственным международным документом который регулирует эти правоотношения является Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

Хотя эта конвенция ратифицирована и Украиной и Россией, но в целом в она не содержит никаких санкций для нарушителя не выполнившего решение арбитража. Поэтому признание и выполнения решения его дело сугубо добровольное. Другой вопрос, что тот, кто не выполнит решения, понесет неимоверные репутационные потери. Однако будет ли это столь важно, к примеру, месяцев через шесть, если Ялтинский мировой порядок и дальше будет, продолжать свое крушение. На самом деле Стокгольмский арбитраж это тоже часть этого мирового порядка, в 1970-х годах признан США и Советским Союзом нейтральным центром для разрешения торговых споров между западными странами и социалистическим лагерем.

Но в целом, если откинуть возможность, что одна из сторон может плюнуть на решение арбитража, подача иска это риск как для России, так и Украины, неизвестно чьи аргументы будут боле убедительны для арбитров. Понятно, что РФ (Газпром) будет обвинять украинскую сторону в нарушении условий контракта, а Украина (Нефтегаз) утверждать, что цена несправедливая и выше той, по которой Газпром продает остальным своим клиентам за голубое топливо. Кого поддержат арбитры - вопрос сложный. В арбитраже очень сложная система по принятию решений.

Максим Андреев

Последние новости