7 июня 2014, 15:23

Два варианта Путина

6 июня во Франции состоялись празднования по случаю 70-летия высадки в Нормандии союзных войск. Однако украинская тема отодвинула историческое событие на второй план.

Человеком же, к словам и действиям которого были направлены взоры журналистов и экспертов всего мира стал Владимир Путин. Именно его многие считают ключевой фигурой для разрешения Украинского кризиса и прекращения войны на Донбассе.

У лидера России в сложившейся ситуации есть два пути - первый признать Порошенко президентом Украины и постараться вместе с ним разрешить кризис на Донбассе. Второй - признать ДНР и ЛНР, возможно с введением войск на Донбасс. Просто слишком долго выжидать он не сможет, не та ситуация, Путин и так в достаточно сложном положении. В социальных сетях его уже открыто называют предателем жителей юго-востока, причем таких высказываний становится все больше и больше, представители радикальной части российской интеллигенции призывают его использовать армию. Поэтому чем он больше будет «тянуть» тем больше вероятность, что тот большой политический «капитал», который он получил внутри России после присоединения Крыма, может быть потерян.

Поэтому ему нужно что-то делать, что-то решать. По какому пути пойдет Путин? Учитывая последние события в Нормандии, скорее всего по первому. Об этом говорят следующие признаки: Путин поговорил с Порошенко, и они договорились о том, что в Киев приедет российский представитель, Владимир Владимирович признал, в разговоре с президентом Франции, что имеет ограниченное влияние на ополченцев. И самое главное, Путин сказал «Не могу не приветствовать позицию господина Порошенко по поводу того, что нужно немедленно остановить кровопролитие на востоке Украины. У него есть на этот счет план. Но какой это план, лучше спрашивать не у меня, а у него. Он в двух словах об этом сказал, но одно дело говорить это здесь, во Франции, а другое дело выражать это в своей собственной стране».

Почему российский лидер скорей всего пойдет по первому пути? Альтернатива ему это ввод войск. А это бы привело к противостоянию с регулярной Украинской армией. Конечно, она значительно слабее российской, но тоже имеет танки, самолеты, артиллерию, так, что были бы полноценные боевые действия, что в свою очередь довели бы отношения РФ с Западом до «точки не возврата». А это Путину не нужно, все-таки технологии и инвестиции США и ЕС нужны России. Да и очень сомнительно, что Путин хочет, чтобы его солдаты возвращались домой в цинковых гробах.

С точки зрения чистой политики (свободной от морали) есть территории, за которые стоит класть головы своих солдат, а есть - за которые не стоит. Как говорил Отто Фон Бисмарк «Вся Африка не стоит и одной жизни померанского гренадера», что не мешало ему вести войны с Данией, Австрией и Францией где остались лежать сотни тысяч прусских солдат. В Крыму все для России прошло относительно гладко и не пришлось воевать, хотя не исключено, что именно за полуостров Владимир Путин возможно и готов был начать войну. Крым имеет огромное стратегическое значение в черноморском бассейне. И кроме этого Крымский полуостров и Севастополь для россиян имеют сакральное значение, в свете чего его присоединение к России и вызвало такой патриотический подъем в стране и очень подняло рейтинг Путина.

А вот то, что Владимир Владимирович готов воевать за Донбасс - очень сомнительно, нет здесь такого города как Севастополь. Да и вряд ли он заинтересован в присоединении Донецкой и Луганской области к России, с Крымом бы все проблемы решить. Еще одним важным фактором является то, что если Путин выступит миротворцем и поспособствует прекращению войны на Донбассе, то Запад, но прежде всего Европа, по факту простят Крым. Они вряд ли признают полуостров российской территорией юридически, и в речах еще какое-то время будут упоминать аннексию, но фактически все будут воспринимать как реальность, что Крым российский.

На самом деле, если бы не было конфликта на Донбассе, Путин оказался бы в более сложной политической ситуации, после присоединения Крыма, а так у него есть «козыри» и немало. «Донбасский козырь», «китайский козырь», после подписания договора о поставках газа в поднебесную, извечный «газовый козырь» . Неплохой расклад для игры с Обамой, Меркель и остальными политиками. С такими картами на руках он и внеблоковый статус Украины может выиграть. А Крым плюс Украина вне НАТО Владимира Владимировича вполне может устроить как выигрыш в этой партии. Он все таки не один год проработал в КГБ а там романтиков и идеалистов, после «чисток» 30х годов, не держали. И поэтому Владимир Путин прекрасно понимает предел тех преференций, которые Россия может получить от этой ситуации.

Но все вышесказанное вовсе не означает, что Путин не может пойти по второму пути, если первый окажется неудачным. Заготовки в целом для прямого вмешательства имеются: решение Совета Федерации России которое предоставляет президенту право на ввод войск в Украину никто не отменял. А Следственный комитет России начал уголовное производство против солдат украинской армии и нацгвардии за умышленное убийство мирных жителей на Донбассе. Поэтому исключать, что российская армия перейдет границу с Украиной, в случае если мирные инициативы не увенчаются успехом нельзя. Путину очень важно сохранить тот образ защитника русских и русскоязычных людей, который в глазах россиян возник после Крыма.

И все же представляется наиболее вероятным, что Путин сделает все от него зависящее, чтобы не допустить второй вариант. Дело в том, что сегодня, когда мировая экономика не в лучшей ситуации, когда мир глобализирован как никогда прежде в человеческой истории, война в центре Европы не нужна никому. Кроме того, об этом редко говорят, но между тем многие понимают, что украинский кризис, если он будет развиваться по нарастающей может иметь для мира куда более плачевные последствия чем Берлинский или Карибский. А это путь к Третьей мировой войне. Но есть еще одна очень важная проблема - сейчас как в политикуме Украины, так и ДНР и ЛНР много радикалов, контроль над которыми не такой простой вопрос.

Максим Андреев

Последние новости