20 сентября 2014, 16:59

Девять пунктов мира, или Один взрыв для войны

​В Минске вновь подписали документ, который должен гарантировать перемирие на Донбассе.

Девять пунктов мира, или Один взрыв для войны

Станет ли перемирие реальным или снова останется формальным, как после протокола от 5 сентября? Сейчас на этот вопрос ответ дать нельзя, но в целом нужно признать, что пункты протокола от 19 сентября наполнены куда большей конкретикой, чем документ двухнедельной давности.

В них есть механизмы реализации мирных инициатив и это очень важно. Если в документе от 5 сентября, в общем, содержались ответы на вопрос: «Что делать?», то в протоколе от 19 сентября содержатся некоторые ответы на вопрос «Как делать?». А любой человек, который занимался каким-либо сложным видом деятельности знает, что намного сложнее найти способ как достичь цели, чем определить саму цель.

В принципе всегда найдется много «умников», которые смогут сформулировать «что делать», а вот тех, кто может четко понять и объяснить алгоритмы процесса для достижения цели, всегда намного меньше. Так вот, протокол от 19 сентября именно закладывает основные алгоритмы для реализации перемирия.

Правда, первый пункт носит декларативный характер и в целом повторяет призыв к прекращению огня от 5 сентября. А вот во втором и третьем содержатся очень важные нормы: остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября и запрет на применение всех видов оружия и ведения наступательных действий. Одной из важнейших проблем, которая не позволила перемирию стать реальностью после 5 сентября было то, что обе стороны попытались воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить свое тактическое положение на фронте, в результате чего и украинские военные и ополченцы стали проводить локальные наступательные действия, захватывать плохо защищенные населенные пункты, искать прорехи в обороне друг друга. Разумеется, если противники останутся на тех позициях, которые занимают и прекратят атаковать друг друга, это будет способствовать долгосрочному перемирию. Кстати, по словам посла РФ в Украине Михаила Зурабова, именно вопрос о «линии соприкосновения» вызвал самые жаркие споры, и именно на согласование этого вопроса понадобилось наибольшее количество времени.

Важнейшим является пункт, в котором говорится о том, что будут отведены средства поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояние не менее 15 километров, и таким образом, будет создана зона безопасности в 30 километров. Это, конечно, не демилитаризованная зона и войска в ней останутся, но то, что между собой «разведут» расчеты тяжелой артиллерии и тяжелую технику с указанным вооружением, это уже хорошо, а учитывая какую важную роль в текущем конфликте играет артиллерия то этот пункт можно назвать одним из ключевых. Ну что более важно тяжелые артиллерийские установки должны быть выведены из населенных пунктов, а речь об орудиях калибра свыше 100 миллиметров то это значит, что солдаты в Донецком аэропорту должны будут сдать 120 миллиметровые минометы - это, разумеется, хорошая новость для дончан. Кстати, этот пункт был в «плане Путина», однако 5 сентября его не приняли.

Очень интересный 5 пункт, который звучит как «запрет на размещение тяжелого вооружения и тяжелой техники в районе, ограниченном населенными пунктами». Вся интрига в том, что неизвестно о каких конкретно населенных пунктах идет речь, попадает в этот список Донецк, или же речь идет о небольших прифронтовых городах и поселках. На самом деле от того, откуда будет отведена тяжелая техника, может зависеть наступательный потенциал, которым будут обладать противники в первой линии в случае если перемирие провалится.

6 и 7 пункты регулируют такие вопросы, как ликвидация минно-взрывных инженерных заграждений и запрет полетов авиации в зоне безопасности. Уничтожение минных полей, по крайней мере, нужно, чтобы наблюдатели ОБСЕ не погибли. И установление беспилотного режима над зоной безопасности, в целом, положительный момент. Кстати, тот же элемент из «Плана Путина». Кроме этого, 7 пункт предусматривает полеты летательных аппаратов ОБСЕ. По всей видимости, речь идет о «беспилотниках» - наблюдение с воздуха это важный элемент контроля, конечно, если противоборствующие стороны не будут их сбивать.

Альфой и омегой всего меморандума является 8 пункт. В нем говорится о «развертывании в зоне прекращения применения оружия мониторинговой миссии ОБСЕ в составе группы наблюдателей организации в течение суток с момента принятия данного меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество границ которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой группы наблюдательной миссии ОБСЕ». Почему он так важен? Потому, что в нем очерчены конкретные механизмы контроля - именно он, прежде всего, отвечает на вопрос как будет сохраняться перемирие. Ну, разумеется, если на то будет воля воюющих сторон.

Самым сложным для реализации выглядит 9 пункт, который предусматривает вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ. Во-первых, РФ отрицает наличие своих войск на территории Украины, а значит Россия ничего выводить не будет. А что выводить, если никого официально нет. Во-вторых, как можно отличить, к примеру, уроженца Кубанского края или Ростовской области от человека рожденного в Донбассе если на них одета одинаковая форма с эмблемой Новороссии. Говор почти одинаковый, различия разве что, может уловить опытный филолог - и то не факт. И конечно, различий не смогут увидеть немцы и французы из ОБСЕ. Или в украинской армии может служить грузин, при этом он с одинаковой вероятностью может быть как наемник так и гражданин Украины. Вопрос с иностранцами представляется самым сложным при реализации меморандума.

В целом можно отметить следующее: во-первых, в меморандум вошли идеи Путина, что можно считать его небольшой дипломатической победой и что может придать документу вес, если сам Владимир Владимирович будет настаивать на реализации пунктов меморандума. Во-вторых, в отличие от документа 5 сентября в нормах 19 сентября присутствует конкретика, которая может обеспечить реальное перемирие, если на то будет воля сторон и не появятся новые обстоятельства, которые сыграют роль капли бензина которую подливают в костер.

Большой взрыв в Донецке.

Не успели высохнуть чернила на меморандуме, как в Донецке произошло событие которое может свести все договоренности на нет. На Казенном заводе химических изделий (ДЗРХИ) в Куйбышевском районе города прогремел мощнейший взрыв. Такого еще не было: взрывную волну ощутили даже в районах очень далеких от эпицентра взрыва, а белый дым от пожара был виден даже в микрорайоне Текстильщик, который находится в другой части города. Такого Донецк еще не переживал за всю войну, и власти ДНР не могут на это не отреагировать, ведь как бы там ни было, перемирие формально существует с 5 сентября. Вторым важным фактором является то, что в городе находится российский гуманитарный конвой и в российских СМИ уже говорят о том, что целью был именно он, а не завод. Это похоже, конечно, на конспирологическую версию, но кто знает… До сих пор неизвестно, что стало причиной взрыва - по одной из версий попадание ракеты «точка У». В любом случае тот, кто устроил этот взрыв, знал что делает - на заводе хранилось большое количество взрывоопасных материалов, возможно удар по казенному заводу это была заранее спланированная акция, с целью сорвать перемирие и нивелировать минские договоренности, как знать...

Максим Андреев

Последние новости