Импортозамещение не взлетело: России спрогнозировали потерю половины самолетов
Из-за санкций и дефицита запчастей сотни российских самолетов окажутся списанными или разобранными на детали.
Санкции приземляют российскую авиацию: к 2030 году Россия может потерять половину гражданского авиапарка.
Об этом информирует пресс-служба СВР Украины.
В разведке отмечают, что российские авиакомпании, лишенные доступа к импортным самолетам, запчастям и сервисному обслуживанию из-за международных санкций, к концу десятилетия могут потерять сотни машин.
По данным ведомства, из эксплуатации уже выбывают 109 иностранных самолетов и около 230 советских лайнеров, возраст которых достигает 40-60 лет. Кроме того, ожидается списание более двух сотен вертолетов, преимущественно российского производств.
Техника на пределе: летают меньше, ремонтируют каннибализацией
По состоянию на 2025 год в распоряжении российских авиаперевозчиков остается 1135 самолетов, из которых реально эксплуатируются 1088 – остальные разобраны на запчасти. Если тенденция сохранится, уже к 2030 году Россия может потерять до половины гражданского флота.
Главная причина – санкционные ограничения, из-за которых техническое обслуживание иностранных самолетов стало невозможным. Взамен Росавиация искусственно продлевает срок службы старых советских моделей – порой до 60 лет, невзирая на фактическое состояние техники.
Похожая практика применяется и к двигателям SaM-146, используемым на "Сухой Суперджет-100" – их ресурс продлен административно, без надлежащей замены комплектующих.
Импортозамещение провалено
По оценкам разведки, планы России по наращиванию собственного авиастроения провалены. В 2022-2025 годах российские предприятия произвели всего 13 новых самолетов вместо запланированных 120.
В текущем году из 15 запланированных к сдаче машин авиазаводы передали заказчикам лишь один борт.
Чтобы компенсировать дефицит, Москва пытается арендовать самолеты за рубежом, однако столкнулась с отказами Казахстана, Катара, Кувейта и Эфиопии.
Внутри страны авиакомпании вынуждены прибегать к крайним мерам. Так, грузовая компания "Волга-Днепр" передала "Аэрофлоту" восемь Boeing, которые планируется разобрать на детали для поддержания работоспособности оставшегося парка.
Росавиация бьет тревогу
Потерю сотен самолетов прогнозируют и в Росавиации. Глава агентства Дмитрий Ядров, слова которого приводят российские СМИ, заявил, что в пессимистичном сценарии гражданская авиация РФ к концу десятилетия лишится 339 лайнеров.
При этом в 2023 году российский диктатор Владимир Путин обещал выпуск свыше 1000 самолетов к 2030 году. Однако на деле +1000 самолетов может превратиться в минус сотни лайнеров.
Ранее Dialog.UA приводил материал западных обозревателей, которые констатировали, что российское авиастроение переживает самый глубокий кризис в своей истории – на восстановления всей системы могут уйти десятилетия.