20 января 2016, 14:58

​Савинов: от войны в Донецке устали все, кроме тех, для кого кровь и страдание - бизнес

В эксклюзивном интервью "Диалог.UA" бывший руководитель Главного управления благоустройства и коммунального обслуживания Донецкого горсовета, первый зам мэра Донецка Константин Савинов рассказал, как изменился Донецк за время АТО, какое будущее может ожидать регион и сможет ли существовать областной центр в рамках непризнанной республики.

​Савинов: от войны в Донецке устали все, кроме тех, для кого кровь и страдание - бизнес

- До начала АТО вы руководили управлением благоустройства, но позже пришли “власти ДНР”. Чем вы сейчас занимаетесь?

- В июне 2014 года городской голова назначил меня своим "вторым" первым заместителем. Название длинное, а по сути, попросил координировать работу всех служб и подразделений из-за того, что ему пришлось покинуть Донецк в условиях вооруженного конфликта. Продержался я лишь до начала октября. И меня "первый" заместитель головы своим распоряжением с формулировкой "по соглашению сторон" уволил с занимаемой должности дэ-юре, а фактически был назначен и.о. главы администрации города, который не захотел, по каким-то причинам, со мной работать.

До декабря 2014-го я оставался в городе. Совместно с группой единомышленников мы организовали работу Общественной Организации "Максимал", которая начала заниматься волонтерской работой. Мы помогали восстановительным работам на объектах инфраструктуры города, начали взаимодействовать с международными фондами и миссиями, и определили целью своей помощь дончанам, которые оказались заложниками ситуации с блокадой нашего города, чем и продолжаем заниматься и по сей день, с переменным успехом. Но, к сожалению, в декабре 2014 были созданы условия, при которых я вынужден был покинуть город. С тех пор я нахожусь в Москве, и в городе был всего несколько раз, и то не долго...

- Вы долгое время не выезжали из города. Как сейчас живет Донецк? Насколько он изменился с точки зрения обывателя и руководителя управления мэрии?

- Город сильно изменился. Дончане, которые постоянно находятся там, не сильно видят изменения! Так же чистятся дороги, так же поливаются цветы, так же, несмотря ни на что, оказываются коммунальные услуги.

- Сохранили ли возможность общения с украинскими чиновниками топ-ранга, представителями официального Киева?

- Я и раньше ни с кем из "великих" не общался, не мой был уровень, с чего бы сейчас начать? А насчет официальных властей - так в городе и сейчас созданы все институты власти.

- Поддерживаете ли вы отношения с новым главой Донецкой области Павлом Жебривским? О чем вы говорите с новым руководителем, какие планы относительно событий в Донбассе?

- Не знаком и не общался, так что планы мне неведомы.

- Что вы думаете о “новой власти” в Донецке?

- Многое можно было бы делать по-другому. В условиях кадрового голода, в целом, только сейчас начинается формирование всех ветвей власти. Мне кажется, что "достижения" во многих направлениях деятельности слегка преувеличены.

- Во сколько по Вашим оценкам может обойтись восстановление Донецка (Донбасса)?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Объем разрушений поражает своими масштабами. Более 7000 объектов инфраструктуры получили те или иные степени разрушений. Суммарный ущерб - десятки миллионов долларов! Но точную цифру можно назвать лишь тогда, когда будет возможность осметить каждый из них. До сих пор не понятно, как посчитать ущерб частного сектора. Ведь помимо прямых затрат на восстановление домов, люди лишились и их содержимого - мебели, предметов интерьера, посуды и многого другого. А как оценить различное качество отделки? К каждому конкретному случаю нужно будет подходить индивидуально. Есть еще и скрытые разрушения - многие жилые дома, в том числе и многоэтажные, получили повреждения, которые визуально определить на сегодняшний день невозможно, и выявятся они в результате эксплуатации (фундаменты, несущие конструкции, оказавшиеся под воздействием взрывных волн), а так же сети инженерные в домах и под землей, отсутствие постоянной эксплуатации сетей в жилых домах, на время отсутствия жителей и многое другое, что вскроется со временем. Колоссальный объем восстановительных работ необходим...

- В Донецке и других подконтрольных ДНР городах существует проблема “возвращенцев”. Как ее решить и насколько действительно это большая проблема?

- Мне кажется, что горожане уже справились с первой волной. Но проблема есть. И даже среди остававшихся - жители более пострадавших районов и относительно благополучных (с точки зрения интенсивности ведения боевых действий) по разному относятся к проблеме "возвращенцев". Я уже высказывал свое мнение, и не изменил его - дончане толерантны по своей сути, и, думаю, эта проблема в ближайшее время останется в прошлом!

- Каким вы видите будущее Донецка? Возможно ли его возвращение в состав Украины?

- Донецк всегда был деловым и промышленным центром страны. Промышленным он и останется, а вот что бы вернуть название "деловой", нужно будет много работать в будущем. Но, самое главное, нужно прекращать вооруженное противостояние, потом снимать торговую, финансовую и транспортную блокады, и не выходить сторонам конфликта из-за стола переговоров. И тогда будет ясно, по результатам работы политиков и экспертов, какой статус получит регион. Каждая из сторон должна пойти на определенные уступки. От войны устали все, кроме тех, для кого кровь и страдание - бизнес.

Есть минские соглашения. Там четко определены шаги, которые необходимо предпринимать сторонам. Пришло время прекратить словесные перепалки и взаимные выпады, а все усилия направить на поиск компромисса, ведь всем уже понятно, что вооруженным путем решить нашу проблему невозможно. И вместо того, что бы мериться, у кого корона круче, необходимо их снять и начать диалог. Причем вести его должны не заграничные дяди и тети, а непосредственно Лица, от которых напрямую зависит принятие решений.

А по итогам, засучить рукава и приступить к восстановлению региона. Тогда и деньги потянутся, и экономика будет понятной и более менее прозрачной. Но, что немаловажно, должны быть понятны "правила игры", при чем для всех участников процессов. А каждое созданное место рабочее строителя сформирует еще шесть смежных рабочих мест, и места хватит всем.

Городу, как воздух, нужно возвращение среднего и малого бизнеса, но это произойдет лишь тогда, когда вернется крупный капитал.

- Каким вы видите итог этой войны в Донбассе?

- Мы все мним себя великими экспертами. Даем прогнозы, точно знаем как будет (потому что сосед так сказал. Ведь у каждого из нас есть такой знакомый "сосед"?!). Отвечу честно - я не знаю, каков будет итог. Как минимум все должны узнать правду (и мировая общественность) о реальных человеческих потерях в результате военного противостояния. Это - самая главная потеря. Никакие достижения не стоят человеческих жизней.

Но я осмелюсь высказать предположение, с моей точки зрения реалистичное, но труднодостижимое - Донбасс получит особый статус; Донбасс будет в территориальных границах Украины; надолго еще в нашей жизни будут блокпосты на дорогах и транспорте; отношения с Украиной у Донбасса будут напряженные, но в диалоге будут решаться спорные моменты; инвесторы еще долго будут с опаской смотреть на "привлекательность" наших территорий; отношения Украины с Россией будут постепенно налаживаться; политикам придется еще долго искать механизмы примирения Востока и Запада Украины... Как-то так.

- Донецк сможет существовать в рамках этой непризнанной республики?

- Ну, будущее есть у всего. Вопрос в том, какое будущее мы хотим увидеть. В статусе непризнанной республики говорить о привлечении инвестиций и об улучшении уровня жизни населения мечтать невозможно. Если мы хотим процветания нашего региона, то признанный статус жизненно необходим. Поэтому восстановление Донбасса возможно исключительно при политическом решении конфликта и путем мирных переговоров, что практически полностью изложено в Минском протоколе. Осталось надеяться на мудрость и решительность участников сторон Минских соглашений.

- Где вы сейчас живете, где учатся дети?

- Мы с семьей временно проживаем в Москве. Дети учатся, а мы им в этом помогаем. При первой же возможности мы вернемся в Донецк.

- Планируете ли вы в будущем идти в политику. Что для вас предпочтительнее: по-прежнему быть хозяйственником, более глобальная политика или бизнес?

- В свое время один мною уважаемый коллега сформулировал эту мысль и я хочу ею ответить: "Выбери в жизни то, в чем ты можешь быть лучшим, и занимайся именно этим!". Мне понравилось заниматься городским хозяйством, и, как мне кажется, у меня не плохо это получается. А политика и бизнес - не очень. Так что ответ закономерен.

Последние новости