Невыполнимые условия МВФ, или Почему Украине не предоставили очередной транш
Складывается впечатление, что в основе лежат не столько экономические, сколько политические причины.
Как все заметили, недавний информационный шум вокруг широко анонсированного приезда очередной миссии МВФ как-то быстро и незаметно затих. Сначала предполагалось, что миссия фонда пробудет в Киеве до 29 января, затем срок продлили до 5 февраля. Наконец, стало известно, что работа миссии окончена, но никаких радостных заявлений на сей счет не последовало, из чего следует, что переговоры о предоставлении Украине очередного транша особых результатов пока не дали.
Впрочем, очевидно, что фонд выдвигает к разграбленной олигархами и истерзанной войной Украине все более невыполнимые требования, пойти на удовлетворение которых не в силах даже правительство Яценюка с его «пионерским задором», согласное едва ли не окончательно взорвать страну, лишь бы только получить кредит, выполнив очередные неадекватные, высосанные из пальца требования чиновников фонда, хорошо устроившихся в жизни.
Причем все более складывается впечатление, что речь идет об условиях не только и даже не столько экономических, сколько политических, а именно, о выполнении Украиной пожеланий Путина, федерализации, признании сепаратистов, согласии Киева с возникновением на Донбассе еще одного Приднестровья и так далее. Иными словами, можно говорить едва ли не о кредите в обмен на сдачу части суверенитета!
В дальнейшем повышении цен на газ и тарифов на коммунальные услуги, что до сих пор являлось одним из важнейших условий фонда, Яценюк и олигархи проблем вроде как не видят. По крайней мере, пока не видят. Похоже, они все еще надеются на патриотизм и на войну, которая, как известно, все спишет. На любого, кто обнаруживает хотя бы малейшие поползновения на тему социально-экономического недовольства, сразу же навешивается клеймо «предателя нации, продавшегося Путину». У нас развелось много патентованных патриотов, которые, нажившись на грабеже страны и/или неплохо устроившись у олигархической кормушки, могут себе позволить демонстрацию трескучего патриотизма, ибо на голодный желудок его не сильно подемонстрируешь.
Упало всьо! Пропало тоже...
Еще недавно, в конце января, в Давосе новоиспеченная министр финансов Наталья Яресько с энтузиазмом говорила о том, что Украина намерена усилить свое сотрудничество с МВФ. Ранее она заявляла, Украина ожидает от внешних кредиторов 15 млрд долларов, причем большую часть из них — в рамках формально действующей программы stand-by МВФ, предоставляемой фондом странам с временными экономическими сложностями и недостаточными валютными резервами. Теперь же Яресько объявила о намерении договориться с МВФ о программе расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility) на сумму 27 млрд долларов, которая используется при значительных платежных дисбалансах. При этом Яресько особо подчеркнула, что запрашиваемые Украиной суммы намного меньше, чем те 240 млрд евро, которые Евросоюз, МВФ и Евроцентробанк с 2010 года потратили, чтобы избежать дефолта Греции, но окончилось это пока лишь тем, что пришедшая к власти в Афинах курьезная лево-право-радикальная коалиция заговорила то ли об отказе возвращать кредиты, то ли даже о выходе из зоны евро.
Отличие формально пока действующей (?) в отношении Украины программы stand-by состоит в том, что ее длительность составляет от полутора до двух лет, срок возврата средств — до 5 лет, а деньги могут направляться преимущественно на пополнение золотовалютных резервов (ЗВР). В свою очередь, длительность программы EFF может достигать 4 лет, срок погашения достигает 10 лет, а средства могут использоваться не только на пополнение ЗВР, но и на покрытие бюджетного дефицита. В Минфине наивно полагают, что переход к программе EFF приведет к экономическому росту, позволит создать достаточные ЗВР, обеспечит экономическую и финансовую стабильность.
И все же, главная задача правительства — во что бы то ни стало получить средства в объеме «чем побольше». Это вполне объяснимо, поскольку валютно-финансовая ситуация в Украине складывается катастрофическая. Нацбанк под «мудрым руководством» Валерии Гонтаревой окончательно «слил» гривну, не справившись со своей конституционной обязанностью поддерживать стабильность национальной валюты. Вообще-то, за такие «успехи» полагается нести ответственность, причем не только политическую. Но будучи ставленницей Порошенко, Гонтарева в очередной раз отделалась «рассуждизмами» на тему «либерализации инфляционного таргетирования». Курс взметнулся до 22 грн за доллар и продолжает ползти вверх. Собственно, это и не удивительно, поскольку после утраты из-за войны на Донбассе до 25% экспортного потенциала и соответствующих источников поступления иностранной валюты в Украину резко схлопнулись. Неуклонное падение курса гривны ведет к тому, что экспортеры всеми правдами и неправдами тормозят возврат экспортной выручки в страну, а олигархи продолжают выводить из страны капиталы по разным схемам, поскольку широко разрекламированные меры в области трансфертного ценообразования остаются пустой пиар-болтовней. В итоге, по состоянию на 1 февраля 2015 года, объем ЗВР упал до беспрецедентно низких 6,42 млрд долларов, хотя на 1 января 2015 года резервы составляли 7,53 млрд долларов, а еще каких-то 3 года назад они превышали 24 млрд долларов. К тому же, в 2015 году Украине нужно вернуть государственных и гарантированных государством долгов, по некоторым данным, на сумму 11 млрд долларов.
По окончании работы миссии МВФ стало известно, что речь идет о четырехлетней программе EFF в объеме 20-27 млрд долларов. Но то, что программа реально начнет работу, вызывает большие сомнения по причине сомнительной выполнимости условий фонда.
«Вы ставите нереальные планы...»
О ходе переговоров правительства с миссией МВФ мало что известно, кроме некоторых «сливов» в СМИ, в которых, впрочем, нет ничего нового и странного. Под любую программу МВФ требует выполнения ряда жестких требований и проведения пресловутых «реформ», некоторые из которых, как например, дальнейшее взвинчивание цен и тарифов ЖКХ, чревато социальным взрывом в разоренной олигархами и войной Украине, и без того находящейся на пределе.
Но кроме того, по словам министра финансов Натальи Яресько, МВФ требует реструктурировать обязательства по евробондам, которых с 2005 года страна эмитировала более чем на 18 млрд долларов. Для этого необходимо провести успешные переговоры с держателями бондов о продлении долговых обязательств под более низкий процент. Худший вариант — списание долгов, но это обвалит кредитные рейтинги страны, которые, впрочем, и без того ниже плинтуса, что окончательно перекроет возможность получать кредиты на внешних финансовых рынках, каковая возможность, правда, и без того уже давно отсутствует. Иными словами, если провести «реструктуризацию» путем объявления дефолта, то, похоже, хуже уже не будет...
Продление долговых обязательств под низкий процент также является мероприятием весьма сомнительным. Когда в стране идет война, имеют место обвал экспортного потенциала и глубочайший экономический кризис, надеяться на пролонгирование долгов особо не стоит. Держатели долговых обязательств будут стремиться вернуть все и сейчас, что, впрочем, чревато окончательным дефолтом, в результате которого держатели долговых бумаг могут вообще ничего не получить. Последнее обстоятельство дает некоторые шансы в переговорах с держателями бондов, конечно, если правительство Яценюка не будет заглядывать Западу в рот, а будет отстаивать интересы страны.
Но есть еще одно отягчающее обстоятельство. Это бонды на сумму 3 млрд долларов, в которые Россия оформила свой кредит в 2013 году. Одним из условий этого «выгодного» кредита является право Москвы потребовать досрочного возврата указанной суммы в случае, если совокупный государственный и гарантированный государством долг Украины превысит 60% ВВП. Обвальная девальвация гривны привела к тому, что уже в ноябре 2014 года из-за роста гривневого эквивалента валютной составляющей долга государственный долг превысил 1,3 трлн грн и продолжает стремительно приближаться по величине к ВВП. Официальная информация о величине госдолга Украины должна быть опубликована в марте 2015 года. С огромной долей вероятности можно ожидать, что Москва воспользуется этим и заявит требование вернуть указанные 3 «ярда», что будет сделать крайне проблематично хотя бы потому, что ЗВР Украины, повторим, едва превышает 6 млрд долларов.
Кроме того, МВФ продолжает настаивать на решении проблемы дефицита бюджета «Нафтогаза», на снижении социальных расходов, переводе крупных агрохолдингов на общую систему налогообложения. Правда, последнее требование вполне справедливо.
Впрочем, есть одно (едва ли не самое важное) условие, выполнение которого позволило бы разрешить многие проблемы. Это возврат в Украину капиталов, вывезенных в низконалоговые зоны олигархами только за последние годы. Суммы называются разные — от 100 млрд долларов и выше. Эту тему старательно обходит правительство Яценюка, поскольку оно выражает интересы олигархов. Но об этом не вспоминают и в МВФ. Очевидно, потому, что глобальной финансовой системе, так называемому фининтерну, то есть «финансовому интернационалу», это крайне невыгодно!
«Этот... как его?.. волюнтаризьм!»
Требования МВФ все более вызывают в памяти высказывания одного из персонажей кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», приведенные в подзаголовках...
Если ранее условия фонда носили чисто экономический характер, то теперь, похоже, появляются требования политические. Впервые эти условия прозвучали еще в середине января 2015 года из уст самой главы МВФ Кристин Лагард: прекращение войны! Условие явно не экономическое. А главное, оно явно от Украины не зависит, ибо войну не Украина начинала.
События последних дней дают основание полагать, что (не)выделение кредита может служить рычагом влияния на украинское руководство при принятии им решений по Донбассу. Причем речь идет не столько о прекращении войны, сколько о федерализации Украины, территориальных уступках сепаратистам и Кремлю, — по сути, о выполнении очередного «плана Путина» по расчленению Украины, созданию на Донбассе зоны замороженного конфликта по приднестровско-абхазскому сценарию.
Напомним, что сначала во влиятельных европейских СМИ, в частности, во французской Le Figaro и германской Süddeutsche Zeitung, появились «сливы» относительно того, что Европа, а конкретно Германия и Франция, якобы готовы поддержать требования Путина по пересмотру «Минских договоренностей» в части увеличения захваченных сепаратистами с сентября 2014 года явочным порядком территорий. Париж и Берлин якобы согласятся на это, а также на федерализацию Украины и ее внеблоковый статус, лишь бы только заморозить конфликт, разрастание которого все более угрожает Европе. Правда, подобные «выхлопы» могли быть инспирированы Кремлем, который в своих целях умело коррумпирует западные СМИ и политиков со всеми их хвалеными «европейскими ценностями». Впрочем, вскоре последовали опровержения, в частности, от канцлера Германии Ангелы Меркель.
Но дальнейшие практически тайные переговоры Меркель и Олланда в Киеве с Порошенко, а затем в Москве с Путиным, содержание и результаты которых так и не были официально озвучены, подталкивают к мысли о том, что лидеры Германии и Франции готовы пойти на условия Кремля, расплатиться суверенитетом и территориальной целостностью Украины, чтобы умиротворить Путина. Очевидно, что руководство Украины просто так на подобные условия не пойдет уже хотя бы потому, что в этом случае наткнется на мощнейшую внутреннюю оппозицию, ибо согласие на подобные вещи будет обоснованно расценено как предательство.
Чтобы сделать украинскую верхушку более сговорчивой, вполне может быть использован кредитный рычаг, поскольку без кредитных вливаний Украину ожидают непредсказуемые последствия. Таким образом, в единую цепочку выстраиваются и слова главы МВФ Кристин Лагард о прекращении войны (неважно, какой ценой, — эти подробности госпожу Лагард не волнуют!) как условии предоставления кредитов, и план Путина, и «сливы» в западных СМИ, и дипломатические телодвижения Меркель и Олланда, и неясности с результатами работы миссии МВФ в Украине.
А поскольку Кремль и управляемые им сепаратисты останавливаться не собираются, то есть война продолжается, перспективы получения кредитов МВФ выглядят пока более чем сомнительными. По крайней мере, до тех пор, пока на Западе не поймут, что дефолт и более чем вероятный дальнейший социально-экономический взрыв в Украине чреваты непредсказуемыми последствиями, включая дальнейшее разрастание конфликта, выход его за пределы не только Донбасса, но и Украины