23 декабря 2014, 00:05

Каким не должно быть общество будущего - девять советов из мирового кинематогрофа

Научно-фантастическое кино - не только развлекательный жанр. В фильмах есть полно предостережений, которые преподают зрителю уроки на день грядущий.

Каким не должно быть общество будущего - девять советов из мирового кинематогрофа

Научно-фантастические фильмы полны предостережений. Например, они предупреждают нас о том, что путь к идеальному обществу будущего весьма тернист. Постоянный автор BBC Future, вооружившись проигрывателем видеодисков, решил обобщить уроки, которые пытается преподать человечеству кинематограф.

Эти фильмы порой представляют нам ослепительную картину будущего, но по большей части мы оказываемся разочарованы видением завтрашнего дня, который оказывается куда непригляднее нашего сегодня. Это видение варьируется от совершенно невероятных катастрофических сценариев по формуле "что если?" до вполне допустимых, но не менее устрашающих экстраполяций дня сегодняшнего на день грядущий.

Возможно, Дорис Дэй была права, когда пела в своей песенке Que Sera, Sera("Что будет, то будет" из фильма Альфреда Хичкока "Человек, который слишком много знал" - Ред.): "нам будущее увидеть не дано". (Готов побиться об заклад, что до меня имя Дорис Дэй в таком контексте никто не упоминал!) Так или иначе, но кинофантастика четко обозначает те направления развития общества будущего, которых мы должны всячески избегать.

В сухом остатке: какие выводы следует сделать, чтобы выжить – и нашему обществу, и нам самим как виду?

Привожу ниже выстраданный мной рейтинг из девяти пунктов – чему нас могут научить, от чего предостеречь фильмы.

1. Избегайте андроидов, а также искусственного разума

Искусственно созданные существа, которые и выглядят, и ведут себя, как мы, помимо всего прочего, еще и воплощение кучи проблем. Иные андроиды с самого начала были плохими, как например, исходный Терминатор, который без устали преследовал нас; или тайный андроид Эш из фильма "Чужой", предавший всех из-за того, что был лишен чего-либо человеческого. Другие вставали на такой путь вследствие технических неполадок или бунта, как, скажем, Робот-стрелок из "Западного мира", который начинает убивать по-настоящему. Или вспомним искусственных людей-репликантов из "Бегущего по лезвию", готовых отнимать человеческие жизни, дабы продлить собственные.

Все эти персонажи не только порождают тревогу перед растущей дегуманизацией общества и созданием таких разновидностей разума, которые превосходят человеческий интеллект, но и возрождают страхи более древние, вроде тех, что отражены в фильмах "Вторжение похитителей тел" и "Захватчики с Марса". (В первом споры, занесенные с другой планеты, дуплицируют жителей города и подменяют их, во втором инопланетяне имплантируют людям кристаллы, управляющие сознанием, чтобы подчинить землян.) Эти фильмы повествуют о врагах среди нас и внутри нас. Внешне они такие же, как мы, но глубоко внутри - другие. И очень опасные.

Даже если отнять у них тела и способность двигаться, нечто на чувственном уровне по-прежнему будет представлять опасность. Во-первых, это компьютеры, способные угнетать целые общества; они имитируют реальность, как в трилогии "Матрица", чтобы подчинить себе все население, либо объявляют вне закона искусство и эмоции, чтобы контролировать свободу мысли, как в картине "Альфавилль". Во-вторых, они способны на массовое убийство, как призванная якобы защищать человечество Красная королева из фильмов "Обитель зла". В-третьих, они оставляют вам эмоциональный хаос (как в том случае, когда человека совращает операционная система его же собственного компьютера из фильма "Она"). Располагая достаточным временем, машины способны научиться выдавать себя за людей (пример – андроиды "3-й модели" из фильма "Крикуны"), что позволяет им проделывать почти все из вышеперечисленного.

Красной нитью через все эти фильмы проходит мысль о том, что системы, призванные защищать нас, приходят к заключению, которое не кажется столь уж нелогичным: наибольшая опасность исходит от самих людей. Так, в ленте "Колосс: Проект Форбина" американский и советский суперкомпьютеры, управляющие ядерным оружием, объединяют силы, чтобы захватить власть над миром.

И вновь мы оказываемся на территории технофобии, напуганные тем, что наши собственные творения восстанут против нас. Это отражение того недоверия к науке и ученым, которое восходит к "Франкенштейну" Мэри Шелли, а то и к более ранним произведениям.

(См. также: робот-человек по имени Мария из фильма "Метрополис", роботы Билл и Тед из фильмов об их невероятных приключениях, андроид Дэвид из "Прометея", все "Степфордские жены", "Трон", "Я Робот" и "Дьявольское семя" (он же "Потомство демона").

2. Техника + оружие = катастрофа

Общее правило таково: независимо от внешнего вида, все, что обладает искусственным разумом, представляет собой изрядное неудобство. Получив в свое распоряжение оружие, оно может привести мир к катастрофе.

Со времен холодной войны и поныне кинематограф часто демонстрировал нам ужасные последствия тотальной ядерной войны (самое известное откровение явлено в заключительных эпизодах первого фильма "Планета обезьян") и испытаний ядерного оружия (это, например, облученные гигантские муравьи из фильма "Они!" или выведенный из спячки монстр, как в первом фильме "Годзилла"). Как повествуют многие произведения этого жанра, мы окажемся в крайне рискованном положении, если ядерным оружием станут управлять машины. Так было в случае с суперкомпьютером Джошуа, который едва не начал глобальную термоядерную войну в фильме "Военные игры", или с компьютерной сетью "Скайнет" из фильмов о Терминаторах, которая пошла еще дальше и едва не стерла человечество с лица земли.

Мораль всех этих фильмов одна: ядерное оружие - это плохо само по себе, а оружие в руках чего-либо, наделенного искусственным разумом, - еще хуже. (Не будем принимать во внимание тот факт, что эти злокозненные машины редко имеют руки, как таковые).

(См. также: "На последнем берегу", "День, когда загорелась земля", "Робот-полицейский", "Стальной гигант".)

3. Запретите клонирование людей

В лучшем случае вам придется прокладывать себе пусть сквозь густую толпу абсолютно идентичных индивидуумов, созданных лишь для того, чтобы стать донорами органов или дешевой рабочей силой (как в фильмах "Не отпускай меня", "Остров" и "Луна 2112"). В худшем – вы создадите огромную армию и развяжете межгалактический конфликт. Пример такого исхода – "Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов". Между этими крайностями помещаются более умеренные варианты: ваши гены определяют вашу судьбу (в фильме "Гаттака" классовая система общества определяется генетически); манипуляции с ДНК позволяют создать сверхчеловеческие существа, которые восстают против обычных людей ("Звездный путь II: Гнев Хана" и "Звездный путь: Возмездие"); гибриды людей и других существ ("Чужой: Воскрешение", "Муха"). За скобками остаются генетически модифицированные вирусы, растения и животные.

Мы лишь относительно недавно озаботились последствиями возни с генами - просто потому, что относительно недавно научились заниматься генной инженерией. Наука всегда углубляется в область неведомого, а неведомое всегда можно превратить во что-то внушающее страх. С учетом того сопротивления, которое вызвали работы по генной модификации зерновых, особенно с тех пор, как 25 лет назад был придуман и запущен в оборот термин "Еда Франкенштейна", ни для кого не станет неожиданностью рост сопротивления самой идее клонирования людей и страха перед клонами.

(См. также: "Шестой день", "Мальчики из Бразилии", "Восстание планеты обезьян" и "Парк Юрского периода".)

4. Контролируйте государство, иначе оно будет контролировать вас

Пророческие свойства научной фантастики весьма спорны, но в чем она действительно преуспела, так это в исследовании современного положения дел - откровенно и без обиняков. Какое бы общество будущего не возникало на экране, происходит ли действие в фильме через несколько лет после с текущего момента или в будущем тысячелетии, на Земле или в среде инопланетян на отдаленных планетах, кино неизменно отражает или экстраполирует то, что происходит здесь и сейчас. И хотя политические методы могут варьироваться, постоянным остается предостережение против того, чтобы лидеры и администрации становились слишком могущественными, бюрократичными и всепроникающими.

Главная тема вышедшего в этом году фильма "Первый мститель: Другая война" - оригинальное название "Капитан Америка: Зимний солдат" – реакция государственных органов на террористические угрозы, которая выражается в усилении слежки и все большей милитаризации общества. Как сформулировал ситуацию один из персонажей фильма, этот подход таит в себе риск того, что "пушку приставят к голове каждого на Земле и назовут это защитой". В этой фразе точно описана перспектива утраты свободы во имя сохранения свободы.

Действие многих фильмов, таких как "Бразилия" или "451 градус по Фаренгейту", разворачивается в условиях правления репрессивных режимов. Некоторые режимы в фильмах-антиутопиях в высшей степени тоталитарны по своему характеру. Одни держат население в узде, разделяя его: в фильме "Район №9" инопланетных пришельцев содержат в гетто, в картине "Элизиум: Рай не на Земле" народные массы ютятся в трущобах на старой планете, а элита благоденствует на искусственно созданной космической станции. Другие режимы накачивают людей наркотиками (и загоняют под землю) – "Галактика ТНХ 1138". Третьи отвлекают народ от насущных проблем, навязывая им массовые развлечения, которые и дали названия фильмам, - "Смертельные гонки 2000" и "Голодные игры". Четвертые доводят человека до физического и эмоционального истощения, как в "Бегстве Логана", в котором каждый живет в свое удовольствие в утопии, контролируемой компьютером, но недолго – жизнь оканчивается в 30 лет.

(См. также: "Миссия "Серенити", "Разрушитель", "Время".)

5. Остерегайтесь крупных корпораций

За редкими исключениями в лице корпораций Wayne Enterprises из фильма "Бэтмен" и Stark Industries из "Железного человека", любая крупная компания в научной фантастике – это зло. И чем крупнее компания, тем больше она склонна уходить в тень. Особенно жестоки и неразборчивы в средствах такие компании, как Omni Consumer Products в фильме "Робот-полицейский" и Soylent Corporation в фильме "Зеленый сойлент". Первая контролирует все – от ширпотреба до правительства; вторая втихомолку придумала, как решить проблему нехватки продовольствия – накормить людские массы продуктом, полученным из человечины.

Конечно, эти блокбастеры сняты на студиях, которыми владеют транснациональные корпорации. Ну и что из того? Быть может, они пытаются открыть нам глаза на природу крупных компаний?

(См. также: вымышленные компании The Buy-N-Large Corporation в полнометражном мультике "ВАЛЛ-И", корпорация Tyrell Corporation в "Бегущем по лезвию" и Cyberdyne Systems из франшизы о Терминаторе.)

6. Мир один. Постарайтесь его сохранить

Научная фантастика нередко повествует о том, как род человеческий расселился по Вселенной. Так оно, вероятно, и будет: чтобы выжить, наш вид начнет грабить ресурсы других миров. Так, как в фильме "Чужбина" рассказывается о добыче титана на Ио, спутнике Юпитера; в картине "Аватар" - о войне на уничтожение с миролюбивым племенем голубых инопланетян, живущего на свою беду на месторождении минерала с занятным говорящим названием unobtanium (от английского глагола to obtain – получить, добыть, приобрести. В дословном переводе – "что-то не поддающееся добыче", "нечто, что невозможно получить" - Ред.)

Однако пока это не стало реальностью, нам следует прекратить нашу деятельность, приводящую в негодность планету Земля или хотя бы задуматься о последствиях. Толчок к этому может быть любой: различные варианты ядерного апокалипсиса, о которых уже говорилось, необратимые изменения климата, как в фильмах "Послезавтра" и "Водный мир", чрезмерное загрязнение окружающей среды, как в "ВАЛЛ-И", либо истощение природных ресурсов – именно нехватка нефти свела всех с ума в фильме "Безумный Макс".

(См. также: "Тихое бегство", "Годзилла против Хэдоры", "Красная планета" и "Земное ядро: Бросок в преисподнюю".)

7. Следите за небесами

Безо всякой нашей на то вины, беда может прийти к нам из космоса. Так что если мы будем бдительны, мы можем хотя бы условно подготовиться. Возможны различные варианты. Например, вторжение пришельцев, которые по одним только им ведомым причинам решили, что Земля созрела для завоевания, как в фильмах "День независимости" или "Марс атакует". Источником несчастий может стать внеземной изгой, как в картинах "Нечто", "Монстро" и "Супер 8". Наша планета может использоваться космическими пришельцами в качестве свалки или склада ("Трансформеры", "Чужой против Хищника"). Наконец, инопланетяне могут просто совершать захватнический набег в поисках ресурсов: в фильме "Ковбои против пришельцев" они явились за золотом, а в ленте "Этот остров Земля" охотятся за ураном и земными учеными.

Хотя насущных поводов для волнения по поводу нападения на нас со стороны внеземных существ, по всей видимости, нет, шансы на столкновение с Землей некоего небесного тела не столь уж астрономически невероятны. Это может быть астероид ("Армагеддон"), комета ("Столкновение с бездной"), метеорит ("Метеор"), либо же планета-изгой ("Когда миры столкнутся"). Как говорили в фильме "Нечто из иного мира", "следите за небом, все время следите за небом".

См. также "Земля против летающих тарелок", "Поле битвы: Земля", "Деревня проклятых" и "Факультет".

8. Скажите супергероям "нет"

В общем-то, это маловероятно, что в будущем некие персонажи, одетые в странные костюмы, наделенные сверхъестественными свойствами и/или обладающие невиданными технологиями, предложат свою помощь человечеству. Этого не будет. Намерения у них могут быть самые благие, но, как гласит третий закон Ньютона для кинематографа, на каждого героя боевика найдется равный и противостоящий ему антигерой. Прежде чем вы разберетесь, в чем там дело, небеса будут усеяны пришельцами-злодеями нелепого вида, а земные достопримечательности превратятся в руины. И тут безусловным фаворитом выступает мост Золотые ворота через одноименный пролив в Сан-Франциско, Калифорния. Специалисты по оценке ущерба от катастроф подсчитали, что ликвидация урона, нанесенного Манхэттену в фильме "Мстители", обошлась бы в 160 млрд. долларов. Так что спасибо "Супермену", "Тору", "Людям Икс", "Фантастической четверке" и им подобным. Но… спасибо, не надо.

(См. также: "Бэтмен", "Человек-паук", "Хранители".)

9. Сидите лучше дома

Возможно, вся эта затея с освоением космоса не сулит нам ничего хорошего. Ведь если просто не отправлять людей к звездам, можно избежать всего того ужасного, что изображено в фильмах "Чужой", "Сквозь горизонт". Другая опасность – вернуть к жизни отвратительные существа, как показано в фильмах "Чужой: Возрождение" и "Жизненная сила". Есть также риск привлечь к Земле внимание пришельцев, которые нападут на нее ("Звездный десант", различные серии "Звездного пути", "Аполлон 18").

Беспилотные миссии тоже могут иметь зловещие последствия, например, зонд может привезти на Землю внеземную заразу в виде микроорганизмов, которые вызовут смертельную эпидемию, как в фильме "Штамм Андромеда", или превратятся в жуткие существа, как это случилось в "Монстрах". Инопланетяне могут сделать так, что эти миссии, осуществляемые человечеством, станут угрожать уничтожением всему живому на земле. Подобное случилось с зондом "Вояджер", превращенным в живое энергетическое облако, как показано в кинокартине "Звездный путь: Фильм". Даже радиосигналы, переданные за пределы Земли, чтобы установить контакт с дружественными внеземными цивилизациями, могут вызвать нежелательную реакцию, например, породить внеземную соблазнительницу, одержимую инстинктом размножения из фильма "Особь", или спровоцировать прибытие враждебной инопланетной армады, как в картине "Морской бой".

Исходя из вышесказанного, урок, который следует усвоить, таков: хотя Вселенная и может изобиловать необыкновенными формами жизни, нам следует сидеть дома и не совать нос в чужие дела. Все эти космические исследования могут оказаться не слишком полезными для здоровья.

Последние новости