Репортаж из ДОГА: Атака с крыши и заложники из «Правого сектора»
Репортаж из здания Донецкой областной государственной администрации, которая уже на протяжении недели удерживается активистами антимайдана.
В минувшие выходные Донбасс захлестнула волна захватов административных учреждений. На данный момент флаги Донецкой народной республики реют над донецкой облгосадминистрацией, а также над горсоветами и отделами милиции в Енакиево, Мариуполе, Славянске, Краматорске, Красном Лимане, Красноармейске. Харцызске, Макеевке, Дружковке, Горловке, Зугресе, Ждановке, Снежном и Дебальцево.
Города Донецкой области, в которых антимайдановские активисты удерживают административные здания:
Донецк – Облгосадминистрация.
Енакиево - прокуратура, городской отдел милиции и горсовет.
Мариуполь – городской совет.
Славянск – СБУ, горотдел милиции. Созданы блокпосты.
Краматорск – здание исполкома.
Красный лиман - здание исполкома.
Красноармейск – горотдел милиции.
Харцызск – горсовет.
Макеевка - горсовет.
Дружковка – районная государственная администрация.
Дебальцево – горсовет.
Горловка – горотдел милиции.
Зугрес – здание исполкома.
Ждановка – горсовет.
Нужно признать, что данная тенденция делает очертания возможного референдума о статусе региона более реалистичным. Безусловно, подобная активность народа Донбасса добавляет уверенности первопроходцам и главным активистам революционного движения в Донецке. Даже бесконечные угрозы и ультиматумы представителей временного правительства Украины, которое в восточной части страны называют не иначе, как хунта, не могут «затушить» вспыхнувший на востоке «пожар» протеста.
Народные волнения в Донецкой области начались еще в начале марта. Изначально позиция граждан выражалась исключительно мирными митингами, но киевские власти игнорировали требования народа, в первую очередь речь шла о проведении референдума о статусе области и утверждения русского языка, как одного из двух государственных. В итоге, протест перешел в более радикальную форму и 6 апреля в третий раз захватив здание обладминистрации, митингующие сумели закрепиться в занятом объекте, выстроив настоящие бастионы и собрав армию ополченцев. На следующий день состоялось провозглашение Донецкой народной республики.
Сегодня, 14 апреля ДНР «отмечает» неделю своего существования. Антимайдановские активисты сейчас главные объекты обсуждения в обществе. Разумеется, как и у любого явления, у этого движения есть, как сторонники, так и противники. Что о них только не говорят, как их только не называют? Сепаратисты, террористы, пророссийские активисты, проплаченные, агенты российских спецслужб…
Все вышеперечисленные термины, как правило, используются в репортажах, сюжетах и публикациях подавляющего большинства украинских СМИ. Руководители силовых структур постоянно объявляют по востоку Украины антитеррористические операции. Но при этом жители всех «захваченных» городов регулярно приносят этим террористам и оккупантам продукты питания, питьевую воду, теплую одежду, круглосуточно стоят перед ними живым щитом, а ряды ополченцев на свой риск и страх постоянно пополняют добровольцы. Так кто же эти люди? И так ли они страшны и беспринципны, как о них отзываются представители временного правительства?
Для того, чтобы получить наиболее объективные ответы на эти актуальные вопросы я сам отправился на баррикады Донецкой областной государственной администрации. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не смотря на холод и дождь, у баррикад ДОГА собралось достаточно большое количество людей. Все они искренне поддерживали так называемых террористов, поочередно небольшими группами митингующие заходили в административное здание, чтобы погреться и угоститься от «террористов» чаем или кофе. Да и вообще, «террористы» в Донецке показались мне достаточно порядочными людьми, людьми, которые готовы совладать со своими страхами перед преждевременной смертью или перспективой провести большую часть жизни за решеткой, готовы до конца отстаивать гражданскую позицию представителей подавляющего большинства населения своего края.
Ни в коем случае не хочу, чтобы читатели восприняли меня, как «одурманенного» революционным духом романтика. Тем более, что романтикой на баррикадах в Донецке и не «пахнет». Пахнет там едким дымом костров, которые разводятся для согревания митингующих. Но даже холодный ночной дождь и пронзительный ветер, регулярные объявления о возможной атаке не способны оставить «злобных террористов» без их преданных «заложников».
Харизматичный активист антимайдана
Скептик готов возразить, что большая часть этих людей - «проплаченная». Этот вариант отпадает сразу. Где вы видели проплаченного митингующего, который через колючую проволоку протягивают захватчикам административного здания деньги? Причем речь идет не об одной, двух гривнах. Люди добровольно жертвуют на нужды активистов относительно серьезные суммы, без устали передают продовольственные запасы. Согласитесь, что проплаченный митингующий не будет сразу же отдавать свой гонорар.
Относительно количества митингующих у ДОГА людей, то должен признать оно достаточно высокое. Нужно учитывать, что речь идет не о митинге, который назначен на определенной время, а о круглосуточном и ежедневном дежурстве. Состав митингующих постоянно меняется. На площади у областной администрации происходит постоянная текучка «кадров». Одни люди уходят, на смену им приходят другие. При этом у баррикад в среднем постоянно находится до двух тысяч людей. Нетрудно сделать вывод, что в течение суток поддержать донецких «террористов» приезжают более десяти тысяч людей.
Изучив обстановку вокруг бастионов ДОГА я отправился в логово к захватчикам. Решив, что идти в гости с пустыми руками не прилично, захватил с собой пакет с продуктами питания. Должен признать, что проникнуть внутрь захваченного здания достаточно просто, но при этом визитер ограничится лишь пребыванием в холлах на первом, максимум на втором этажах. Да и то необходимо пройти процедуру обыска. Проход дальше холла второго этажа осуществляется исключительно по специальным пропускам. Перемещение по лестничному маршу жестко контролируется постовыми.
Разумеется, общедоступных холлов не достаточно для того, чтобы в полной мере ощутить царящую в здании обстановку. Для этого необходимо было подняться повыше. Признаюсь, рад, что у меня это вышло. Коммуникабельность, немного везения и в итоге, под контролем двух спутников из народного ополчения Донбасса я по лестничному маршу поднялся на один из верхних этажей ОГА. Не буду уточнять, о каком этаже речь, чтобы не дискредитировать базирующихся на нем бойцов.
Под масками боевиков скрываются обычные парни и мужики из Донецка и области. Из вооружений у них исключительно дубинки, металлические пруты, камни, коктейли Молотова. Все это на случай атаки иностранными наемниками, «Правым сектором», Национальной гвардии и бойцами спецназа из центральных и западных регионов Украины. Отмечу, что местные спецназовцы наотрез отказываются атаковать мирных граждан. К примеру, сотрудники бывшего донецкого подразделения «Беркут» не стали выполнять прямой приказ по нейтрализации активистов в Славянске и после этого прибыли к зданию ДОГА, заявив народу, что готовы встать на защиту ополченцев Донбасса. Неоднократно игнорировали подобные приказы «Краповые биреты» и бойцы «Сокола».
Не смотря на то, что в рядах активистов антимайдана, которые занимают донецкую облгосадминистрацию, далеко не все ребята прошли службу в армии и тем более не имеют опыта ведения боевых действий, в кратчайшие сроки им прививают дисциплину и доходчиво объясняют о важности армейской субординации. В ночь с субботы на воскресенье атмосфера в здании была накалена до предела. Чувствовалось царившее напряжение. Многие активисты не спали по несколько дней. Постоянное ожидание атаки серьезно давило на психику.
Неожиданно, диалог с одним из сотников прервал пронзительный крик – «Тревога! Первая десятка - построение! Вторая десятка – построение!» Спустя несколько секунд, казалось, уставшие бойцы народной армии уже стояли в шеренгу вдоль стены крыла на нашем этаже, а их страх перед опасностью моментально преобразовался в выброс адреналина. В этом момент я вспомнил о том, что полчаса назад на инструктаже новобранцев сотник сообщил им о том, что возможной атаки ждет с одиннадцатого этажа, а разбираться, кто я и что здесь делаю, явно никто не будет. Благо, тревога была учебной, и после небольшого монолога командира последовала команда – вольно.
Затем поступила информация, что в здании находятся, как минимум трое представителей «Правого сектора». Их задача выдать себя за заложников и спровоцировать антитеррористическую операцию. Но, либо это были недостоверные данные, либо радикалы своевременно покинули здание. В общем, провокаторов в ДОГА не оказалось.
Выпив чайку, напоследок я пожелал ребятам удачи и отправился на выход. Все-таки удивительные вещи происходят сейчас на Донбассе. По дороге домой я думал о том, что ведь наверняка многие из увиденных мной в облгосадминистрации ребят ранее всяческими путями избегали службы в официальной украинской армии, а сегодня они готовы рискнуть своим будущим и жизнью ради идеи и принципов. Странно, почему же в Киеве не хотят с ними считаться. Ведь это не безразличные граждане, им не все равно, что происходит на их родной земле. При этом в столице их продолжают называть террористами. Странные нынче террористы пошли, ей-богу. В здании их более тысячи, и это не считая тех бойцов, которые стоят на многочисленных постах по центру города и патрулируют окрестности ОГА. Заложников у них нет. Мало того, люди сами приносят им еду и медикаменты, привозят шины и металлические конструкции для укреплений, блокируют выезд машин и бронетехники с территорий военных частей…
Георгий Канарейкин