12 ноября 2014, 18:03

​СМИ: Киев готовит экономическую блокаду Донбасса

Донбассу, упорно не желающему двигаться общеукраинским курсом, возможно, придется заплатить за это – в прямом смысле.

​СМИ: Киев готовит экономическую блокаду Донбасса

По итогам состоявшегося в начале ноября заседания СНБО было принято решение о введении экономических ограничений в отношении неподконтрольных Украине территорий – террористических образований ЛНР и ДНР. По словам заместителя секретаря СНБО Александра Литвиненко, Совет предложил отменить особый статус Донбасса и подготовить законодательные акты, которые будут регулировать экономическую и налоговую деятельность на этой территории. Украинское государство, в свою очередь, обязуется обеспечить поставки гуманитарной помощи мирному населению.

В качестве мер влияния Петр Порошенко назвал возможное прекращение поставок газа и электроэнергии, за которые самопровозглашенные республики и так задолжали. «Я не исключаю, что экономический режим мы будем вынуждены сделать более жестким, – сказал он в ходе заседания Совета национальной безопасности и обороны. – По закону, мы уже давно должны были отключить и отопление, и энергию». Среди ресурсов, которые потенциально может ограничить Киев – электроэнергия, вода, газ, продукты питания и социальные выплаты.

Но результат этих ограничений может оказаться менее эффектным, чем рассчитывают украинские власти. В отличие от Крыма, уязвимого в силу своего географического положения, Донбасс самодостаточен по многим направлениям – в том числе и частично тем, которые упомянул Петр Порошенко.

Источники напряжения

На сегодня под контролем самопровозглашенных республик находятся достаточные для локальных нужд объемы генерации. «Я четко понимаю, что мы избыточны по электроэнергии, мы всегда генерировали больше, чем потребляли, при этом работали все предприятия на полную мощность», – поясняет Анатолий Близнюк, экс-председатель Донецкой областной государственной администрации.

Светлана Голикова, директор компании «ТрансЭнергоКонсалтинг», подтверждает – районы Донбасса, которые сейчас оккупированы, располагают достаточным количеством линий электропередачи и генерирующими мощностями. Например, Зуевская ТЭС (ДТЭК «Востокэнерго») и Старобешевская ТЭС (ПАО «Донбассэнерго», контролируется Игорем Гуменюком)». Эти объекты могут работать как автономно, так и в синхронном режиме с Россией, что было предусмотрено еще во времена СССР. «Понадобится, конечно, определенное время и усилия, чтобы все это осуществить физически, но с технической точки зрения возможность такая есть», – констатирует она.

По мнению Алексея Данилова, экс-губернатора Луганской области, мэра Луганска в 1994–1997 годах, активные атаки ЛНР на город Счастье связаны именно с наличием там крупной ТЭС. Председатель Луганской областной государственной администрации Геннадий Москаль говорит, что сейчас большие проблемы с электроэнергией испытывают контролируемые Украиной территории Луганщины. «У нас нехватка электроэнергии. ДТЭК, которая, к счастью, имеет в городе энергопроизводящую компанию, производит 350 мегаватт при необходимых 500 мегаватт для потребностей области», – отмечает он. По его словам, зачастую в ЛНР свет есть, а в украинской части области – нет.

Куда критичнее вопрос водоснабжения. Ключевым источником воды является река Северский Донец, но ее подача требует колоссальных энергоресурсов. «Из всех областей здесь самая тяжелая ситуация, потому что воду нужно доставить на расстояние 300 км, – объясняет Данилов. – Особенно это касается «шахтерских» городов – Антрацит, Красный Луч, там очень большое плечо подачи, прокачки воды по трубопроводам». «Мы страшно дефицитные по воде», – признает Анатолий Близнюк.

Обеспечение продовольствием этих регионов вряд ли может стать проблемой в краткосрочной перспективе, даже несмотря на то, что значительная часть территории относится к зоне рискованного земледелия. Население двух областей существенно сократилось из-за вынужденных переселенцев. Данилов оценивает уменьшение числа проживающих на Луганщине в 30% от 2,3 млн человек, проживавших в области на начало конфликта. По словам экс-губернатора Донецкой области Сергея Таруты, только Донецк покинули около 300 000 человек. По данным Межведомственного координационного штаба, общее число переселенцев – 884 000 человек. С учетом сократившегося спроса и запасов продовольствия вопрос пищевой безопасности не критичен. «Но качество продуктов питания под вопросом», – говорит Данилов.

Давление газа

А вот газоснабжение – это та сфера, где Украина действительно способна ввести значимые ограничения. Киев контролирует газораспределительные станции и подземные хранилища на этой территории и может перекрыть к ним доступ. Теоретическая возможность поставок из Ростовской области упирается в недостаток там инфраструктурных мощностей и, собственно, самого излишка газа.

«На Донбассе есть перемычка с Ростовской областью, какие-то объемы газа оттуда поступать могут, но кто за него будет платить, и из каких средств?» – задается вопросом экономист Валерий Гладкий. По его словам, не имея финансовой возможности покупать у России газ на рыночных условиях, самопровозглашенные республики будут полностью зависимы от позиции «Газпрома» и готовности последнего «дарить» топливо.

«Потребление и дефицит газа в Донецкой области такие же, как в стране», – признает Анатолий Близнюк. Но есть ключевое отличие: львиную долю газа здесь потребляла промышленность. «Если не работают металлургические предприятия, и все, что прямо или косвенно связано с машиностроением, то мы потребляем газа очень немного», – отмечает он.

При этом Близнюк подчеркивает, что у Украины есть техническая возможность ограничить поставки топлива: «В системе магистральных газопроводов сделать можно все, что угодно – перекинуть газ из одного района в другой, одну задвижку закрыть, другую открыть, и уменьшить давление на Донбассе. Если давление сбросят до 2 кг, ни одно промышленные предприятие, даже теплокоммунэнерго, практически не сможет работать. На плите будет не газ, а что-то непонятное».

Денежный рычаг

Привлечение средств от профильной для Донбасса деятельности как минимум усложнит особый статус этих территорий. «Предприятия на территории ДНР и ЛНР преимущественно ориентированы на экспорт. Но кто будет покупать у них производимую продукцию? Оторвав себя от внешнего мира, они не смогут торговать, для этого потребуются фирмы-посредники», – поясняет Гладкий. Бывшие государственные угольные шахты субсидировались из госбюджета. А без этой поддержки они не смогут ни продавать продукцию, ни выплачивать зарплаты своим работникам.

По мнению Гладкого, наиболее смертоносное для экономики Донбасса оружие в руках киевских властей – это возможность влиять на обращение гривны на этой территории, приостанавливая социальные выплаты. «Сейчас основа экономики этих регионов – получатели социальной помощи от Украины, пенсионеры, – напоминает он. – Как экономист могу сказать – при желании Донбасс можно будет уничтожить экономическими методами, прекратив финансировать из украинского бюджета получателей социальной помощи, это подорвет экономику этих территорий».

Вероятность того, что Киев прибегнет к таким мерам, довольно высока – пока стороны не выказывают никакого желания идти навстречу друг другу и договариваться. Украина не признала выборы 2 ноября в самопровозглашенных республиках, а Петр Порошенко предложил этим регионам децентрализацию, в том числе бюджетную, и в перспективе – создание свободной экономической зоны со специальным режимом торговли с ЕС и РФ. В ДНР это предложение отвергли еще на этапе обсуждения, заявив, что диалог может вестись только «на равных».

Алексей Данилов не верит в эффективность таких действий. «Никаких рычагов экономического влияния у центра нет. Мое мнение – как можно быстрее их нужно оставить в покое, они сами разберутся между собой, и произойдет это очень быстро, – говорит он. – Россия их кормить не будет». Приблизительно такие же взгляды озвучивают и официальные украинские власти на этих территориях. Александр Кихтенко, губернатор Донецкой области, уверен: после наступления холодов украинцы, проживающие в ДНР, ощутят существенную разницу в уровне жизни в сравнении с их соседями из Украины.

Анатолий Близнюк подчеркивает – отношения сторон могут строиться только в формате переговоров, но не угроз и шантажа. По его словам, между территориями есть много точек соприкосновения и взаимных интересов, которые дают надежду на конструктивный диалог. «Вы потребляете электроэнергию? Платите за нее! Вы берете газ? Платите за него! Надо садиться и договариваться – вы сегодня отдаете нам уголь, мы с вами договариваемся, по какой цене и сколько, а на эту величину мы поставляем необходимые вам ресурсы», – резюмирует он.

Последние новости