25 декабря 2025, 22:35

Индия кардинально изменила оборонную стратегию, готовясь к возможной войне с Китаем, – что происходит в Гималаях

Пока Китай десятилетиями строил дороги у границы, Индия надеялась на горы в качестве естественной преграды, но события 2020 года заставили Нью-Дели пересмотреть свои планы.

Индия кардинально изменила оборонную стратегию, готовясь к возможной войне с Китаем, – что происходит в Гималаях

Пограничный конфликт с КНР в 2020 году заставил Индию отказаться от стратегии "пустых Гималаев" и срочно наращивать военную инфраструктуру, которая понадобится стране в случае войны с Китаем. 

От "буферной пустоты" к инфраструктуре

На протяжении десятилетий Индия сознательно избегала активного строительства инфраструктуры вдоль большей части своей границы с Китаем, рассчитывая, что труднопроходимые Гималаи и отсутствие дорог станут естественным барьером для возможного вторжения, однако 2020 год показал уязвимость такой стратегии. В настоящее время Индия разворачивает масштабное строительство дорог, туннелей, вертолетных площадок и взлетно-посадочных полос в высокогорных районах, готовясь к возможному будущему конфликту с давним противников, пишет WSJ.

Ранее индийские власти опасались, что развитие инфраструктуры у границы может само по себе спровоцировать военные риски. В то время как Китай на протяжении десятилетий последовательно развивал сеть автодорог и железных дорог в приграничных районах Тибета, Индия практически не инвестировала в подобные проекты.

Уроки столкновения 2020 года

Во время боев в Ладакхе индийские и китайские солдаты сражались на высоте более 4200 метров, зачастую врукопашную – с дубинками и палками, обмотанными колючей проволокой. При этом логистические возможности сторон резко отличались.

Китай мог перебрасывать подкрепления в течение нескольких часов, тогда как Индии требовалась почти неделя, чтобы доставить войска по неровным или вовсе отсутствующим дорогам.

Ключевые проекты

Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов стал туннель Зоджила, строящийся на высоте около 3,5 тысячи метров в северной Индии. Его стоимость превышает 750 млн долларов, а работы начались спустя несколько месяцев после столкновения 2020 года.

Туннель должен связать Ладакх с остальной частью страны и обеспечить круглогодичное снабжение региона, который сейчас оказывается отрезан от внешнего мира на шесть месяцев в году из-за снегопадов.

По словам генерал-лейтенанта Дипендры Сингха Худы, бывшего командующего Северным командованием Индии, новый объект сократит время в пути на несколько часов и существенно упростит логистику. Одной из главных инженерных задач остается обеспечение достаточной вентиляции на большой высоте.

Активное строительство развернулось и в районе озера Пангонг-Цо, где неоднократно происходили столкновения из-за спорной границы. Индия модернизировала свои посты и расширила дорожную сеть вдоль озера. Несмотря на соглашение 2021 года о взаимном отводе войск, обе стороны продолжают сохранять там военное присутствие.

Как ранее сообщал Dialog.UA, в июне 2020 года в Гальванской долине, расположенной на спорном участке индо-китайской границы, между Нью-Дели и Пекином произошел конфликт. Индийские и китайские пограничники вступили в рукопашный бой, используя палки и подручные средства. Огнестрельное оружие не применялось в соответствии с действующими на тот момент договоренностями о снижении рисков эскалации. В результате тех событий погибли 20 индийских военных, Китай признал гибель четырех своих военных. 

Автор: Артем Малиновский

Последние новости