10 декабря 2025, 14:13

Российские водители напились, один увидел дроны: ​операция "Паутина" чуть не сорвалась в последний момент – WSJ

СМИ раскрыли неизвестные детали операции "Паутина", в ходе которой более 100 украинских дронов ударили по стратегическим бомбардировщикам. Операция несколько раз была на грани провала.

Российские водители напились, один увидел дроны: ​операция "Паутина" чуть не сорвалась в последний момент – WSJ

The Wall Street Journal опубликовало детальное расследование об украинской операции "Паутина", в рамках которой этим летом СБУ атаковала дальние бомбардировщики на аэродромах в Рязанской, Ивановской, Мурманской, Иркутской и Амурской областях РФ.

Грандиозная операция Украины прошла прямо под носом у ФСБ: Россия не поняла, что произошло, пока дроны уже летели к её аэродромам. Пьяные дальнобойщики и сгоревшая фура едва не сорвали уникальную спецоперацию ценой в десятки российских самолетов. Это один из самых болезненных ударов по российской авиации за всю войну, и Россия до сих пор пытается скрыть масштабы потерь.

Кто помогал Украине изнутри России: история семьи Тимофеевых

Координаторами операции стали Артём и Катерина Тимофеевы — украинцы, которые с 2018 года жили в Челябинске. До этого они участвовали в протестах на Майдане. Перед тем как поручить им операцию, СБУ проверила обоих на детекторе лжи во Львове.

Тимофеевы сами освоили сборку дронов, арендовали склад и собрали 150 аппаратов за неделю, тайно подбирали водителей, которых проверяла СБУ. Они зарегистрировали логистическую компанию, за пять дней до атаки уехали в Казахстан. ФСБ на границе держала их три часа и все равно пропустила.

Издание описывает цепочку событий 

Операция была высшего уровня риска, а успех зависел от десятков мелочей и от человеческого фактора, который едва всё не сорвал. План был готов к 9 мая, но подвели дальнобойщики. Изначально СБУ хотела провести атаку к Дню Победы.

Но операция рухнула бы, потому что несколько водителей фур напились на Пасху, 1 мая и перед 9 мая, не зная, что на них лежит судьба секретной операции, поэтому запуск перенесли.

Пять фур из Челябинска отправились в рейс с 23 по 26 мая

Каждая фура перевозила дроны, замаскированные под "домики". Водителям не сообщали, что внутри находится военная начинка. Но в пути произошло худшее: на дистанции 290 км от Челябинска у одной из фур слетела крыша: водитель увидел дроны и позвонил владельцу логистической фирмы Артему Тимофееву — человеку, который тайно координировал операцию с СБУ.

Тимофеев разыграл искреннее недоумение: "Что за хрень?"

СБУ в этот момент, по словам WSJ, была в максимальной степени тревоги. Ситуацию спасло то, что дальнобойщик не увидел спрятанную рядом взрывчатку. Глава СБУ Василий Малюк моментально придумал легенду: дроны предназначены для мониторинга животных в охотничьих хозяйствах. Водитель поверил и закрепил крышу обратно.

Вторая критическая ситуация: один из водителей погиб

1 июня возникла новая проблема: пропала связь с кабиной одной из фур. СБУ пыталась объяснить водителю, как восстановить проводку, но тот перестал отвечать. Позже в Интернете появились фотографии сгоревшей кабины и груза. По данным WSJ, водитель погиб.

Это не остановило операцию, но сделало ее еще рискованнее.

Десятки пораженных бомбардировщиков России

СБУ утверждает, что 41 самолёт был повреждён, по меньшей мере 10 уничтожены. Аналитики спорят, но СБУ настаивает: Россия пыталась скрыть масштабы поражения, заменив разбитую технику на целую. Операция стала одной из самых успешных в глубине РФ и мощным ударом по российской дальней авиации. 

Ранее Dialog.UA сообщал, что Малюк рассказал неизвестные детали спецоперации "Паутина".

Автор: Марк Ворошилов

Последние новости