25 июня 2019, 19:51

Главные риски возвращения России в ПАСЕ: что будет с санкциями и чего ждать Украине - тревожный прогноз

Нашумевшее резонансное решение Парламентской ассамблеи Совета Европы о возвращении делегации России вызвало бурную реакцию экспертов и политиков, однако стоит разобрать, что же именно произошло и какими могут быть последствия этого решения для Украины.

Главные риски возвращения России в ПАСЕ: что будет с санкциями и чего ждать Украине - тревожный прогноз

В ночь с 24 на 25 июня во время беспрецедентного голосования в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) европейские депутаты поддержали решение, которое открывает двери для возвращения России в Ассамблею. В последствиях резонансного решения разбиралось "Громадське".

Что случилось?

На первый взгляд, состоялось голосование по чисто бюрократическому решению — об изменениях в регламенте работы Парламентской ассамблеи Совета Европы. В этих изменениях Россию прямо не называют, но всем понятно: речь идет об уступках Москве.

Новый регламент лишает права ПАСЕ накладывать санкции на делегации членов Совета Европы, нарушивших нормы и ценности организации. ПАСЕ не сможет лишать их права голоса, права выступать на заседаниях Ассамблеи и быть представленным в ПАСЕ и ее органах.

Фактически, ассамблея лишается инструмента, который позволил бы наказывать нарушителей и становится скорее дискуссионным клубом для всех стран-участниц, — а это все страны Европы, кроме Беларуси, а также Турция, Грузия, Армения, Азербайджан.

Самый мощный инструмент защиты демократии на европейском континенте превращается в площадку, где авторитарные страны демонстрируют свою безнаказанность.

То есть Россию возвращают в Совет Европы?

Нет, не возвращают — потому что Совет Европы она никогда не оставляла. Никто даже не собирался ее исключать.

Россия сама угрожала выйти из этого института. А это многих европейцев пугало.

Тогда в чем же #зрада?

#Зрада есть — Россию возвращают в один из ключевых органов Совета Европы.

В 2014 году ПАСЕ приняла несколько резолюций, в которых ограничила права российской делегации. Россия в ответ перестала посещать заседания ПАСЕ и платить свои взносы в бюджет Совета Европы. А это серьезные деньги — 1/10 часть бюджета.

Несколько лет ПАСЕ держала жесткую линию и принимала жесткие резолюции. Они, в частности, содержали требование вернуть Крым и забрать войска из Донбасса. Только «серьезный прогресс» в этом направлении мог бы открыть двери для возвращения России. Впрочем, сейчас, как представляется, все эти требования забыты.

«Проблема в том, что России разрешили вернуться в ПАСЕ, "изнасиловав" Ассамблею и изменив ее правила для россиян и по требованию россиян, и позволив им вернуться без выполнения требований, — комментирует "Громадскому" Дмитрий Кулеба, постоянный представитель Украины в Совете Европы. — Позор европейской дипломатии не в том, что Россия вернулась в ПАСЕ, а в том, что она вернулась именно так».

Сняли санкции — значит теперь никаких ограничений для российской экономики?

Нет.

В мире наложили множество различных санкций на Россию. И те, которые были в ПАСЕ — не самые серьезные.

Это даже не совсем санкции. Скорее — ограничение прав российской делегации в ПАСЕ. Она не имела права избирать руководящий состав учреждения, голосовать, участвовать в наблюдательных миссиях и тому подобное. То есть речь шла скорее об ограничении прав делегации России в конкретной институции, чем о санкциях против России в целом.

Более жесткие санкции на Россию накладывает Евросоюз; еще более жесткие — США. Евросоюз ограничивает передвижение и замораживает активы более 170 человек и 44 предприятий и накладывает секторальные санкции на российскую экономику. Неделю назад он их продлил — до конца января 2020-го.

Поэтому для российской экономики пока все остается так, как было. Пока.

Хорошо, но сейчас все рассыплется, и все начнут снимать санкции из России?

Этот риск существует. Именно поэтому украинские депутаты, дипломаты и общественные деятели повторяют: это только начало. Снятие ограничений в ПАСЕ может быть тем спусковым крючком, который разблокирует процесс снятия других санкций.

Однако этот процесс не является механическим. Например, санкции Евросоюза принимаются всеми государствами Евросоюза и привязаны к выполнению Минских соглашений. Пока ЕС возлагал вину за их невыполнение прежде всего на Россию.

Тревожным звонком в процессе возвращения России в ПАСЕ может быть лидерская роль Франции и Германии.

Именно эти страны играют ключевые позиции в Евросоюзе — и потому ключевой вопрос заключается в том, что стоит за их инициативой вернуть Россию в ПАСЕ. Рассматривают ли они возвращения Москвы в ПАСЕ как начало масштабного снятия санкций? Или скорее это часть шахматной партии для того, чтобы иметь контраргумент против кремлевского тезиса об изоляции России? Мол, посмотрите, мы идем на компромисс и держим фронт Совета Европы открытым — даже несмотря на то, что санкции на уровне ЕС продолжаются.

«Вопрос Совета Европы имеет свою динамику и свою логику. Правовой аспект, то есть сохранение механизмов защиты меньшинств в России, «привязывания» России к некой структуры для сохранения минимального воздействия на Москву, имеет очень важную роль для многих парламентских делегаций и правительств стран Совета Европы», — говорит на правах анонимности правительственный чиновник одной из стран ЕС. Процесс в Совете Европы — «отличный от дискуссий внутри ЕС о санкциях, там, в общем, все остается так, как было», говорит он.

То, что в Украине часто воспринимают как части одной мозаики и «большой игры», на Западе рассматривают как «различные дорожки». Этакие разные дорожки для игры в геополитический боулинг.

Именно поэтому немцы могут одновременно держать против России санкции и сотрудничать с ней по «Северному потоку-2»; а одни и те же европейские правительства стремятся вернуть Россию в ПАСЕ и одновременно иметь жесткую риторику на уровне НАТО.

Но проблема заключается в том, что возвращение России в ПАСЕ станет считать прецедентом, который можно распространить на другие «дорожки». «Создан прецедент, который станет "точкой ссылки", будет использоваться в дискуссиях и в принятии решений. Далее будут сидеть в Брюсселе и говорить: смотрите, небо же не упало на землю. В Совете Европы же это сработало», — комментирует  посол Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба.

Вероятно, западные страны все больше готовы идти на «нормализацию» отношений с Россией по нескольким из этих направлений. Тактика многих стран — «держать дверь открытой», учитывая то, что мир стал все более непредсказуемым, и возможных партнеров надо иметь везде.

Для Украины ключевое — чтобы в этих новых объятиях нас не задушили.

Слушайте, но россиянам нужна защита Европейского суда. Если России не будет в ПАСЕ, она будет еще более авторитарной и агрессивной

Аргумент о том, что россиянам нужна защита Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), является одним из самых распространенных среди защитников возвращения России в ПАСЕ.

К этому аргументу прислушиваются больше всего: он не является политическим, он апеллирует к правам человека. Европейские политики, которые выступали за возвращение России в ПАСЕ, маскируют свое решение заботой о «140 млн простых россиян».

В этом аргументе есть двойная манипуляция. Во-первых, неучастие России в ПАСЕ отнюдь не останавливала юрисдикцию ЕСПЧ в России. Ходят россияне на заседание ПАСЕ или не ходят — решение суда в России должны были быть обязательными.

Однако россияне угрожали выходом из Совета Европы вообще. Если бы это произошло, то влияние ЕСПЧ в России было бы действительно сведено к нулю. Это был блеф — и этот блеф, к сожалению, сработал.

Во-вторых, даже в лучшие времена участия России во всех институтах ПАСЕ решение ЕСПЧ она, мягко говоря, игнорировала. Россия занимает первое место среди стран Совета Европы по невыполненным решениям (их около 2000; впрочем, честно говоря, Украина отстает ненамного— и является третьей после России и Турции). А в 2015 году вообще приняла закон, который дает право игнорировать решения ЕСПЧ, если те «противоречат» российской конституции. То есть «нам Страсбург не указ».

Сейчас, когда Страсбург показал свою неготовность держать ценностную линию до конца, он для России стал еще больше «не указ». Вполне возможно, и для других авторитарных стран тоже.

Что дальше?

Сегодня Россия собирается подать список своих делегатов в ПАСЕ и физически зайти в зал ПАСЕ. Украина планирует этот список обжаловать, но это займет время.

В этот период российская делегация имеет право участвовать в заседаниях ПАСЕ и, вероятно, будет голосовать за нового Генерального секретаря Совета Европы 26 июня. Вряд ли позиция россиян существенно повлияет на конкуренцию между главными кандидатами, но голосование российской делегации будет уже символическим жестом.

Кроме того, четверо членов российской делегации находятся под международными санкциями за то, что голосовали за ввод войск в Украине. Присутствие этих людей в зале ПАСЕ — большой удар по репутации организации и де-факто легитимизация аннексии Крыма.

Украине сейчас важно жестко отреагироватьна произошедшее. При всем понимании «множественности дорожек», имела место большая измена в масштабе Европы.

Важно создавать коалиции стран, которые будут воспринимать возвращение России в ПАСЕ как недопустимое пересечение красных линий. И следует поднимать цену каждого шага навстречу России.

А что наша власть?

История с возвращением России в ПАСЕ имеет длинный шлейф и началась еще при предыдущей власти. Несколько раз, благодаря мобилизации украинских политиков, дипломатов и представителей гражданского общества это возвращение удалось останавливать — еще во времена Порошенко.

Форсирование действий этого лета является совпадением факторов. Во-первых, желание Генсека Совета Европы Ягланда войти в историю «миротворцем», вернув России и Европе общую площадку. Во-вторых, есть фактор новой «реальной политики» (читай — «циничной политики») со стороны Германии и Франции.

Но от Украины здесь зависит то, насколько прочно она будет стоять, насколько громко кричать и насколько умело строить коалиции.

И большой риск заключается в том, что новая власть может быть не такой прочной и принципиальной, как предыдущая. И если она подобные нарушения будет воспринимать «спокойнее», «с пониманием» или просто их не замечать, это может поднять ее рейтинг со стороны европейских «умеренных», но в долгосрочной перспективе ослабит украинские перспективы и способность защищать свои интересы. Европа тогда скажет: «Если вам это не нужно, то и мы не будем этим заниматься».

Политика часто — это о том, как далеко идут волны от твоего голоса в мире. Но если нет голоса, то нет и волн.

Напомним, что возвращение России в ПАСЕ сенсационно отложили: в последний момент произошло непредвиденное.

Последние новости