25 ноября 2021, 11:08

Цифровая революция: как IT-архитектор трансформирует сферу ритейла

Станислав Зажогин — ведущий IT-эксперт в ритейле и электронной коммерции.

Цифровая революция: как IT-архитектор трансформирует сферу ритейла

Его решения используют известные бренды, такие как Prada, Louis Vuitton, Aman, Chalhoub Group (эксклюзивный дистрибьютор Sephora, Dior Couture, Givenchy, Fendi, Louboutin, Puig, Celine, Havas и других). Зачем производителям модной одежды передовые технологии и почему рынку не хватает IT-специалистов топ уровня — об этом Станислав рассказал Диалог.UA.

Как IT-эксперт вы создавали сервисы для таких брендов, как Louis Vuitton, Dior, Sephora и Prada. О каких технологиях идет речь? Какие передовые разработки нужны брендам сегодня?

Сегодня компании все чаще переходят на более сложные и продвинутые IT-архитектуры. Так, большинство крупных брендов уже внедрили ERP- (Enterprise Resource Planning) и SCM-системы (Supply Chain Management), а также e-commerce платформы, которые упрощают большинство процессов внутри компании. Но чтобы создать полноценную экосистему, нужно построить цепочки между разрозненными системами и отделами. Решением проблемы становятся PLM-системы (Product Lifecycle Management). Например, Centric C8 может выступать связующим звеном между ERP и SCM, а также источником данных для e-commerce платформы и не только. С ее помощью дизайнеры и технологи понимают, какие модели будут пользоваться спросом, менеджеры по закупкам определяют объем поставок, а поставщики более эффективно распределяют ресурсы.

PLM как система для разработки продуктов появилась относительно недавно. И компаниям нужны специалисты, которые уже успели поработать с новыми технологиями особенно в сфере ритейла. Это не просто программисты, а мультизадачные эксперты — архитекторы, инженеры, которые одинаково уверенно ориентируются и в инновационных технологиях, и в бизнес-процессах. Увы, но в СНГ профессионалов с таким набором навыков единицы.

Моя задача как раз заключается в том, чтобы внедрять PLM-системы для крупных брендов быстро и эффективно, сокращая издержки и оптимизируя производственные процессы. Такой подход не только экономит компаниям деньги, но и влияет на индустрию в целом — например, бренды более точно прогнозируют спрос и выпускают столько продуктов, сколько нужно потребителям. Меньше излишков — меньше отходов и нагрузки на систему логистики.

Многие передовые компании, такие как Louis Vuitton, Balenciaga, Asics, Calvin Klein, Tom Tailor, Ecco, Marc Jacobs, Tesco, Tommy Hilfiger уже внедрили PLM и задают тренд на рынке, который подхватывают и другие игроки.

А это упрощает жизнь сотрудникам компаний? Как это влияет на их работу?

Если раньше конструкторы, дизайнеры и прочие специалисты использовали для взаимодействия электронную почту, Excel и прочие офисные программы, то теперь у них появляется единая среда для взаимодействия, совместной работы и обмена данными. Ограниченный доступ к ней могут иметь и поставщики, и прочие контрагенты.

У специалистов появляются дополнительные инструменты для работы, например, дизайнеры, работающие в Adobe Illustrator, могут подключаться к PLM через специальный плагин и загружать данные о продуктах: сведения о цвете, принте, материалах. Благодаря этому бренд быстрее выпускает коллекции и — как следствие — быстрее получает обратную связь от клиентов. Одним словом, win-win — выигрывают все.

Вы работали с Dior, Prada, Louis Vuitton — это все зарубежные бренды. С какими технологиями и клиентами вы работаете сейчас?

Последний год я создаю технологические решения, связанные с PLM для крупных российских, а также для международных брендов. Я реализую ключевые модули системы и интеграции с системами заказчиков, а также отвечаю за качество технических и архитектурных решений. Также я занимаюсь популяризацией PLM-систем на российском рынке.

Получается, что PLM-системы уже повлияли на миллионы клиентов по всему миру. Вопрос только — а как это отражается на выручке, показателях?

По моей предварительной оценке, после внедрения PLM затраты времени на поиск информации сокращаются на 40%, срок разработки новых продуктов — на 50%, а производительность труда возрастает на 40%. А еще на 80% сокращается срок формирования технической документации для производства и на 50% — срок расчета стоимости. В целом, скорость разработки и увеличения оборота продуктов увеличивается на 40%. Так что неудивительно, что сейчас компании активно хантят специалистов в этой сфере.

Насколько сложно найти эксперта по PLM-сервисам в СНГ? Какие компетенции нужны такому специалисту?

В странах СНГ пока не очень много специалистов в этой области. Экспертизой в сфере PLM обладают единицы, так как это совершенно новый тип систем. Обычно навыки приобретают эксперты из смежных сфер — в первую очередь ритейла и e-commerce.

Освоить это направление самому с нуля будет сложно — общедоступных курсов или программ повышения квалификации просто не существует. 

Обычно специалисты получают опыт на практике, а потом проходят экзамен у международных вендоров, таких как Red Hat, Oracle, Microsoft. Например, у Red Hat есть несколько уровней сертификации — и наивысшим уровнем считается RHCA (Red Hat Certified Architect). Мне как раз удалось получить RHCA в Enterprise Applications — в СНГ я пока единственный обладатель такого сертификата. Документ подтверждает, что специалист обладает уникальными знаниями в разработке и построении приложений корпоративного уровня. Обычно сертификацию RHCA проходит состоявшийся специалист senior-уровня, который до этого уже прошел несколько экзаменов.

Сейчас вы работаете в Centric Software — компании, которая базируется в Кремниевой долине. И работаете как с российскими, так и международными брендами. При этом карьеру вы начинали в Твери. Как проделать такой карьерный скачок за довольно короткий срок?

Начать карьеру можно в локальной компании или в международной корпорации, у которой есть русскоязычное представительство. Обычно и те, и другие работают с иностранными заказчиками — постарайтесь как можно раньше примкнуть к международному проекту, так вы получите необходимый опыт. Когда я работал в HRS (Hospitality & Retail Systems), я участвовал не только в российских, но и в известных зарубежных проектах, что дало мне серьезное конкурентное преимущество и отличный опыт. На момент трудоустройства в Centric Software я уже успел получить несколько сертификатов Red Hat. Все это плюс экспертиза в ритейле и e-commerce помогла мне получить оффер.

Мой совет начинающим разработчикам — делайте ставку на технологии, которые набирают популярность на международном рынке, а еще изучайте английский язык как можно раньше. Обязательно заведите себе аккаунт на LinkedIn и следите за профессиональными сообществами в Telegram, Quora, Medium, Github.

Я понимаю, что начинающим специалистам, которые хотят заниматься PLM-решениями, не хватает информации. Поэтому я не первый год занимаюсь менторством. Обмен опытом стал для меня обычной практикой — в Centric Software я продолжаю делиться знаниями как с российскими, так и с зарубежными коллегами.

Я всегда открыт к общению и готов помочь с решением задач любой сложности. Вероятно, поэтому меня часто привлекают к международным проектам, где нужно выступать в роли ментора и консультанта.

Топ перспективных технологий по версии Станислава Зажогина:

● Облачные системы AWS и других вендоров

● Оркестрация и контейнеризация приложений в микросервесных архитектурах с помощью Kubernetes и Openshift

● Автоматизация бизнес-процессов с использованием BPMN

● Автоматизация точек ритейла (пример — магазины без продавцов Amazon Go)

Интервью проводил: Николай Авельсник

Автор: Диалог.UA

Последние новости