21 октября 2022, 16:32

Григорий Козловский: Украина идет единым фронтом с Европой

В 2017 году Украина получила безвизовый режим со странами Евросоюза, и это было поистине фантастическое событие общенационального масштаба.

Григорий Козловский: Украина идет единым фронтом с Европой

И дело не только в удобстве поездок. Главное, что ЕС предоставил Украине четкий сигнал, что рассматривает нас как полноценного партнера, с которым можно иметь дело.

Только за последний год мы получили еще несколько так называемых безвизов, которые превращают Украину в полноценную составляющую европейского сообщества. Это тот случай, когда война стала дополнительным стимулом для Европы, чтобы приблизить интеграцию Украины в свои системы в различных сферах. Речь идет, в частности, об энергетическом безвизе, отмене квот и пошлин на экспорт украинской продукции, транспортном, таможенном «безвизе», а впоследствии – получим «цифровой» и «роуминговый». Позволю себе остановиться коротко на каждом из них.

Возможность отказаться от ресурсов оккупанта

Незадолго до войны Украина получила энергетический безвиз, синхронизировав свои системы с энергосетью континентальной Европы ENTSO-E. Иными словами, стала частью энергетической системы целого континента.

Это дает нам новые перспективы по нескольким причинам – в частности, балансировке энергосистемы, увеличению мощности солнечных и ветровых электростанций, объединению рынков электроэнергии, а главное – позволяет отказаться от энергоресурсов из России и Беларуси. Расширение рынка электроэнергии, возможность свободной торговли с Европой позволит избежать дефицита электроэнергии и значительных ценовых скачков.

Улучшение логистики и помощь бизнесу

В конце июня Украина стала еще ближе к Европе – получила так называемый транспортный безвиз. Это стало праздником для наших автоперевозчиков, для которых благодаря этому соглашению отменяются разрешения для въезда в ЕС. Переговоры по этому поводу шли год, и, не исключаю, тоже ускорились после российского вторжения.

Ранее перевозчики из Украины могли работать в Европе только после получения международного разрешения. Количество этих разрешений было ограничено, что создавало большие проблемы для бизнеса. Ведь объем товарооборота между Украиной и ЕС с 2014 г. вырос на 42%. Кстати, количество разрешений для перевозчиков, которое было явно недостаточным, в свое время спровоцировало определенные недоразумения между Украиной и Польшей. После ликвидации разрешительной системы можно ожидать не только наращивания торговли с Евросоюзом, но и улучшения логистики в условиях военного положения.

Важной частью транспортной либерализации является признание украинских водительских удостоверений в странах Европейского Союза – теперь нет необходимости их менять или сдавать дополнительные экзамены. В некоторых странах мы и раньше могли ездить по украинским правам, но частично существовали ограничения. Теперь они сняты.

Меньше бюрократии, больше возможностей

С 1 октября заработал таможенный безвиз – вступили в силу положения Конвенции о процедуре совместного транзита (NCTS) и об упрощении формальностей в торговле товарами. Для украинского бизнеса это означает, что открылась возможность международного перемещения товаров с 35 странами-участницами по одному транзитному документу.

Главные преимущества таможенного безвиза – улучшение логистики и повышение конкурентоспособности украинских товаров в Европе. Кроме того, возможность оформлять грузы по единому документу – это колоссальная экономия времени, средств и нервов.

Внедрение этой системы наверняка приведет к оживлению торговли между Украиной, Евросоюзом и его партнерами и позволит углубить экономическую интеграцию с Европой по другим направлениям.

Украинское качество подтвердят в Европе

Следующий шаг, который приблизит Украину к Европе – получение так называемого промышленного безвиза. В настоящее время на завершающем этапе находятся переговоры по заключению соглашения АСАА – то есть признание эквивалентности системы технического регулирования и оценки соответствия европейской. Это может произойти в 2023 году и позволит украинским промышленникам получать необходимые сертификаты в Украине вместо обращения к официальному представителю – резиденту Евросоюза, имеющему право получить такой документ. На данный момент речь идет о трех секторах, на которые будет распространяться АСАА – низковольтное электрооборудование, электромагнитная совместимость оборудования и машины. Впоследствии она будет расширена и на другие промышленные товары.

Цифровая интеграция с ЕС

Цифровой безвиз – это еще один проект, над которым активно работают украинские власти. В случае его реализации Украина получит до 3,5 миллиардов долларов в товарах и до полумиллиарда – в услугах.

В настоящее время работа продолжается: утверждены 4 законопроекта об электронной идентификации и электронных доверительных услугах, цель которых — присоединение Украины к Единому цифровому рынку ЕС. В практической плоскости это означает ликвидацию всех барьеров для электронной торговли между Украиной и Европой и возможность использования электронной цифровой подписи во внешнеэкономической деятельности.

Единое мобильное пространство

И, наконец, еще одна область, в которой мы интегрируемся в Европу – присоединение к зоне роуминга ЕС. Еще в апреле операторы мобильной связи из стран Евросоюза и Украины подписали совместное заявление, свидетельствующее о намерениях сотрудничать для обеспечения доступного и бесплатного роуминга между Евросоюзом и Украиной. Благодаря этому решению украинцы, которые находятся в странах Евросоюза, смогут воспользоваться услугами мобильной связи и не переплачивать за звонки родным и друзьям в Украине. То же самое касается и украинцев, которые будут звонить по телефону близким в европейские страны.

То, что казалось невозможным еще несколько лет назад, теперь становится реальностью, причем гораздо быстрее, чем можно было представить. Все эти шаги направлены на одно – полноценное вступление Украины в Европейский Союз, которого, убежден, наша страна заслуживает.

Все чаще мы слышим от украинских чиновников, что Украина должна стать членом Европейского союза, причем в обозримой перспективе – до конца 2024 года. Судя по темпам получения Украиной «безвизов», либерализирующих отношения между нашим государством и европейскими странами, эта перспектива выглядит вполне реальной.

Григорий Козловский, бизнесмен, президент ФК «Рух»(Львов)

Автор: Сеть

Последние новости