29 июня 2014, 23:16

Bloomberg: Дорогостоящая европейская мечта Украины

Президент Украины Петр Порошенко подписал крупное торговое соглашение с Европейским Союзом. ЕС также изложил конкретные, предложенные Порошенко, условия нового раунда санкций против России.

Нет сомнений, на чьей стороне симпатии европейских лидеров, но Украине придется заплатить определенную цену за отказ от своей роли связующего звена между Россией и Европой и столь крепкие объятия с ЕС.

У Порошенко не было выбора, кроме как подписать торговое соглашение. Следствием отказа в последний момент бывшего Президента Виктора Януковича утвердить Cоглашение в ноябре прошлого года стали протесты, которые привели к его свержению.

"За последние несколько месяцев Украина заплатила большую цену, если не самую большую, чтобы европейские мечты стали реальностью. ... Когда Украина будет готова к вступлению в ЕС, она вступит в ЕС", сказал он.

Соглашение представляет собой небольшой шаг к вступлению в ЕС. Сербия, Македония, Босния и Косово, например, заключили более комплексные соглашения об ассоциации с ЕС, но их членство далеко не гарантировано. Соглашение с Украиной требует от ЕС отмены или снижения пошлин на импорт в отношении большинства украинских несельскохозяйственных товаров и введения квот для беспошлинного ввоза сельскохозяйственных товаров. Украина, со своей стороны, должна отвечать взаимностью в отношении большинства европейских товаров в течение 7 лет, а относительно продукции автомобилестроения - в течение 15 лет.

По мнению ЕС, украинские производители будут получать между 1,1 и 1,36 миллиардом долларов в год от сокращения пошлин. Это значительная сумма, но не решающая. В прошлом году Украина экспортировала в ЕС товаров на 18,8 миллиардов долларов. В абсолютном отношении преимущества от устранения торговых барьеров более значительны для европейцев, потому что экспорт ЕС в Украину был почти в два раза большим, на 32,6 миллиарда долларов. Но в относительном измерении, больше получить должна Украина, потому что европейский рынок приблизительно в 100 раз больший, чем украинский.

В документе, Европейская комиссия подчеркнула, что "в Соглашении нет ничего, что будет влиять на торговлю с любым другим торговым партнером Украины, в том числе Россией. Следовательно, нет каких-либо негативных экономических последствий в отношении торговли с другими торговыми партнерами Украины, которых можно ожидать в результате самого Соглашения".

Это не совсем верно. Россия и Украина уже имеют соглашение о свободной торговле, подписанное под эгидой Содружества Независимых Государств. Что вызывает беспокойство России относительно соглашения Украины и ЕС, то это вероятность, что беспошлинные товары из ЕС, выдаваемые за украинские, могут наводнить российский рынок.

«Технически невозможно, чтобы Украина была частью торговой зоны ЕС, и при этом одновременно делала вид, что это не влияет на торговые отношения с Россией», высказал свое мнение РИА Новости Дмитрий Митяев, финансовый эксперт Российской академии наук.

В 2012 году Украина экспортировала в Россию товаров на 17,6 миллиардов долларов, почти столько же, сколько в ЕС. Если Россия усиливает торговые барьеры, о чем она неоднократно предупреждала, убытки украинских производителей будут сопоставимы с выгодой от европейских торговых преференций. Кроме того, ЕС имеет более высокие стандарты для многих объектов импорта Украины, чем российские, и их соблюдение потребует миллиарды долларов инвестиций – это одна из причин, почему Янукович считал Соглашение невыгодным для Украины.

Порошенко, которому принадлежат кондитерские фабрики, как в России, так и в ЕС, знает лучше, чем большинство людей, что ассоциация с ЕС не будет экономическим подарком для его страны.

Российские торговые санкции против Украины наверняка обеспечены. Европе нужно будет заявить о дополнительных гарантиях и предоставить несколько миллиардов евро технической помощи для того, чтобы Украина все еще рассчитывала на завершение ассоциации в течение двух лет. В противном случае, Порошенко вполне может столкнуться с негативной реакцией, и европейская мечта Украины может исчезнуть.

Leonid Bershidsky, Bloomberg

Перевод Арсений Давиденко

Последние новости