11 февраля 2015, 10:36

Игорь Смешко: Что будет с украинской разведкой?

Вместо ликвидированого Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины создан Объединенный комитет по вопросам разведывательной деятельности.

Игорь Смешко: Что будет с украинской разведкой?

Российская агрессия заставила государственные службы принять меры по срочному реформированию. За годы режима Януковича оборонная способность Украины была, мягко говоря, подорвана. Само понятие «разведка» было искажено. Разведка, как разрозненная система, стала выполнять функции, далекие от национальных интересов. Собрать ее в целостную, согласованную систему, которая должна координироваться единым органом, стало одной из задач формирования в октябре 2014 года Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, председателем которого был назначен Игорь Смешко. Задача, учитывая множество личных интересов многих представителей властного и бизнес-Олимпа, крайне тяжелая. Но еще не успел этот Комитет полноценно заработать, только сформировав основные принципы, которые легли в Национальную разведывательную программу, он был ликвидирован через четыре месяца и создан новый, почти с таким же названием. Указом Президента от 30 января 2015 года «О совершенствовании системы обеспечения руководства, координации и контроля за деятельностью разведывательных органов Украины» был сформирован Объединенный комитет по вопросам разведывательной деятельности при Президенте Украины. Кто будет руководителем нового Объединенного комитета и чем его функции отличаются от предыдущего органа? С этими вопросами мы обратились к Игорю Смешко.

- Игорь Петрович, согласно п.5 Указа Президента Украины № 42 от 30 января с.г. вас освободили от должности председателя Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, а сам Комитет, образованный только четыре месяца до этого, был ликвидирован. Этим же указом новому председателю Комитета, в названии которого прибавилось лишь одно новое слово - «Объединенный», было поручено в месячный срок внести проект положения и предложения по его персональному составу. С учетом того, что в указе Президента есть два закрытых пункта, остались ли вы председателем этого нового Комитета? И что произошло со старым комитетом, и почему его ликвидировали?

- Нет, я не являюсь больше председателем комитета. Предыдущий комитет ликвидирован чисто формально, потому что он, как де-юре, так и де-факто, еще не был сформирован. В Указе Президента Украины №760 от 7 октября 2014 было только объявлено о намерении его создать, но ни его персональный состав, ни положение о его деятельности, ни структура и штатное расписание аппарата обеспечения его деятельности так и не был утвержден.

- Но почему? И кто же тогда является председателем нового Комитета?

- Эта часть указа Президента Украины, как вы сами отметили, является закрытой. Поэтому я не могу его комментировать.

- Разве вы как председатель комитета не готовили этот новый указ и предложения по очередной реорганизации комитета? И почему решили засекретить фамилию нового председателя?

- Нет, не готовил. Проект этого указа был подготовлен в аппарате СНБО Украины и представлен на подпись Президенту Украины от имени секретаря СНБО Украины. Причина закрытой части указа мне также неизвестна.

- Неужели все дело только в новом названии? Ведь подобный комитет уже трижды был в нашей стране, начиная с 1992 года, когда его впервые возглавлял генерал Марчук - и он ни разу не менял своего старого названия. Кроме того, как известно, и в Постановлении Верховной Рады Украины от 31 июля 2014 речь идет о восстановлении именно Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, а не Объединенного комитета.

- Я могу только повторить, что не участвовал в подготовке этого решения, поэтому мне трудно его комментировать. Со времени моего назначения 7 октября 2014 на должность председателя комитета, с учетом моего предыдущего опыта руководства работой спецслужб Украины и подобными комитетами, я предложил три варианта обновления его работы.

Первый вариант - как отдельного вспомогательного органа при Президенте Украины по финансовым, материально-техническим и другими видами его обеспечение за счет сводного бюджета разведывательных органов Украины. Исторический прецедент функционирования комитета в таком формате - это комитет по вопросам разведки образца 1995 - 1998 годов.

Второй вариант - это развертывание деятельности комитета по совмещению должности главы Службы внешней разведки Украины с должностью председателя комитета для использования на начальном этапе бюджета, кадрового и материально-технического потенциала СВР Украины, с последующим отделением комитета и его аппарата, в составе до 35 сотрудников по первому варианту его построения. Исторический прецедент этого варианта - это совмещение должности председателя комитета с должностью начальника Главного управления разведки Минобороны Украины в 1997 - 1998 годах и с должностью председателя Службы безопасности Украины в 2004 - 2005 годах.

Третий вариант - это возобновление деятельности комитета в качестве вспомогательного органа при Президенте Украины, когда аппарат, обеспечивая его работу, является отдельным структурным подразделением аппарата СНБО Украины. Исторический прецедент реализации этого варианта - это совмещение должности председателя комитета с должностью первого заместителя Секретаря СНБО Украины в 1998 - 2001 годах.

- Так какой из этих вариантов сейчас будет реализован?

- Из предложенных мной - ни один. Дело в том, что во исполнение статьи 4 Указа Президента Украины №760 от 7 октября 2014, я разработал и 21 октября 2014 года внес на утверждение проект дальнейшего указа Президента, которым бы, как де-юре, так и де-факто , создавался этот комитет. Этим указом предписывалось утвердить персональный состав комитета, положение о его деятельности, структуру аппарата комитета и положение о координации деятельности разведывательных органов Украины в особый период. Но проект этого указа по состоянию на 30 января текущего года, так и не был подписан. А значит, комитет так и не был сформирован.

- Почему?

- Простите, но этот вопрос - не ко мне.

- Значит, вы оставили свою работу в Администрации Президента Украины?

- Нет. Я продолжаю заниматься тем же, что делал и до этого - выполнять обязанности советника Президента Украины. Политика остается «искусством возможного». Президент Украины принял свое решение, одновременно предложив мне остаться его советником. Я кадровый офицер. А наша страна - в состоянии необъявленной войны.

Последние новости