2 мая 2014, 17:12

Киев «беспомощен» в восточной Украине. Может ли он контролировать Майдан?

Члены «Правого сектора» и групп «самообороны» все еще находятся на площади и участвуют в уличных драках с другими радикалами. Это - плохой сигнал о том, как контролирует ситуацию Киев.

Хотя настроение на Майдане, как правило, спокойное, насилие по-прежнему время от времени вспыхивает. В ночь на вторник, колонна из около трехсот «правых» активистов, некоторые из которых были в масках и держали в руках факелы, попытались зайти на территорию Майдана, чтобы «воздать должное мертвым». Их остановили активисты Майдана, вооруженные битами, они бросали фейерверки и распыляли слезоточивый газ. Была взорвана по меньшей мере одна светошумовая граната. С места события забрали нескольких раненых. Милиция отсутствовала. Рестораны вдоль Крещатика в спешке вывели посетителей и закрылись, некоторые заложили свои окна столами и стульями, что, очевидно, является привычным делом. Киевская пресса об этой ситуации дала в среду лишь краткое сообщение, как о столкновении между радикальными группами.

Кто были эти марширующие активисты, остается неясным даже спустя более чем суток после события. Но кем бы они ни были, они показали в самом худшем свете “приведенное в боевую готовность” временное правительство, которое изо всех сил пытается остановить беспорядки на востоке Украины. Как может Киев восстановить порядок на востоке - и.о. президента Александра Турчинова признался в среду, что его правительство не может решить эту задачу - когда иногда кажется неспособным обеспечить соблюдение законности и правопорядка на собственных улицах?

Активисты самообороны Майдана кажутся настроенными очень решительно, заявляя, что революция еще не закончена и, возможно, им еще придется «иметь дело» с временным правительством так же, как было с Януковичем. Некоторых членов правительства называют «предателями» и «российскими марионетками».

Политологи в Киеве, большинство из которых, кажется, верные сторонники революции, зачастую преуменьшают потенциальную угрозу, исходящую от продолжающейся «оккупации» Майдана и радикальных «правых» групп, которые рассматривают Майдан как плацдарм для запуска следующей революции.

Также, несмотря на по меньшей мере внешнее сходство групп людей, все еще находящихся на Майдане, и вооруженных людей, захвативших здания в восточных регионах Украины, эксперты Украины яростно отвергают любое проведение параллелей.

По их словам, одно из основных различий в том, что огнестрельное оружие появилось на Майдане только на поздних стадиях протеста, в то время как на востоке оружие присутствует с самого начала. Еще, утверждается, различие в том, что количество людей на Майдане намного большее, чем количество людей, участвующих в событиях на востоке страны.

Главный аргумент их в том, что повстанцы на востоке действуют совместно с Россией.

Часть говорит: хорошо, что протестующие на Майдане отказываются уходить, пока правительство не выполняет свои обещания. После оранжевой революции десять лет назад, в результате которой пришел к власти прозападный Виктор Ющенко, считавшийся залогом быстрой интеграции с Европейским Союзом и НАТО, активисты расформировали свои палаточные лагеря на Крещатике и разошлись. Но ничего не было сделано в течение пятилетнего президентства Ющенко и разочарованный электорат выбрал его преемником пророссийского Януковича в 2010 году.

Многие другие утверждают, что люди, которые сейчас на Майдане - всего лишь несколько относительно безобидных, но непреклонных активистов, которые не могут «отпустить» этот исторический момент.

На сегодняшний день даже придерживающиеся самой жесткой линии радикалы считают, что главной целью является поддержанное Россией восстание. Представители «Правого сектора» утверждают, что большинство активистов ушли в новосозданную Национальную гвардию или присоединились к ополчениюдля того, чтобы идти и бороться с восстанием на востоке страны. Как бы там ни было, по их словам, они вернутся.

"Единственной причиной, из-за которой молчит Майдан, является угроза со стороны России. Сегодня основная цель - сохранить территориальную целостность Украины. А потом посмотрим".

Fred Weir, The Christian Science Monitor

Перевод Арсений Давиденко, Dialog.ua

Последние новости