29 апреля 2014, 21:33

Пуля и Политика: как покушения меняют карту мира

Политические убийства практиковались с древнейших времен, ни один правитель или вельможа не был застрахован от кинжала убийцы или яда в вине.

Иногда покушения, как удачные, так и неудачные не имели особого значения для дальнейшего развития событий, а иногда они становились катализатором новых, часто страшных процессов. Особенно опасны покушения на жизни политиков и общественных деятелей, когда в стране нестабильность. Так как Dialog.ua уже писал о том, что ликвидация, как правых так и левых политиков в Испании в 30-е годы был одним из признаков назревавшей гражданской войны.

Выстрел в Харькове

28 апреля 2014 года снайпер выстрелил в мэра Харькова Геннадия Кернеса. Геннадий Адольфович безусловно личность крайне противоречивая с бурным прошлым, но он человек известный всей стране, градоначальник второго по величине города Украины. Причем в своем граде у многих людей он пользуется большим уважением. Как считают некоторые эксперты, именно его активная деятельность и авторитет позволили снизить в столице Слобожанщины градус политического противостояния. Правда, при этом он понес репутационные потери, часть людей стали считать его предателем.

Кто стоит за снайпером? Этот вопрос активно обсуждают в социальных сетях. И версии варьируются от украинских праворадикалов до пророссийских активистов, от некоторых членов правительства до Кремля. А возможно кто-то просто решил свести с мэром счеты. Если верить различным слухам, гуляющим по Интернету, то обидел в своей жизни он немало людей. А смутное время всегда способствует тому, чтобы припомнить старые обиды… Так не секрет, что в «Варфоломеевскую ночь» в Париже было убито много католиков, которые к протестантству не имели никакого отношения. Почему? Просто их недоброжелатели пометили их дома специальным знаком, говорящим о том, что тут живут гугеноты, и когда толпа пошла убивать никто не разбирался. Как говорили «Бог отличит своих». В любом случае выдвигать какие либо версии в публицистической статье, тем более, когда речь идет о человеческой жизни, не стоит.

Есть правоохранители, которые должны выдвигать и проверять версии. И как бы не был важен вопрос кто направлял руку стрелявшего? Намного важней иной вопрос, какие последствия это покушение будет иметь для Харькова и Украины?

Одно можно сказать точно дестабилизацию в стране оно усилит. Конечно, будет очень хорошо, если Кернес выживет. А если нет. Тогда «венец мученика» на него примерят как сторонники единой Украины, так и люди, ратующие за референдум о самоопределении Харьковщины. Первые скажут, что он был за соборную Украину, поэтому и поплатился. Вторые же будут утверждать, что покушение на Кернеса это месть нынешней власти или радикальных националистов за прошлую политику мэра во времена правления Януковича. Но даже если господь будет благосклонен и градоначальник выздоровеет, все равно удержать ситуацию в Харькове будет крайне сложно.

Однако делать апокалипсические прогнозы тоже неправильно. Вообще предугадать, как будут развиваться события после такого происшествия как политическое покушение дело сложное. Например, после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево в 1914 году, многие люди сведущие в политике высказались, что эта смерть не будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых, император Франц Иосиф не любил своего племянника. Кроме того это было не первое убийство в венценосном семействе. Жену императора Елизавету убил итальянский анархист в Женеве. Но это не привело к войне с Италией.

Кстати по легенде (в которую правда не очень верится) убийца Луиджи Лукени даже не знал, что перед ним императрица. Он, увидев знатную даму, понял, что она австриячка и без охраны и решил ее убить. При загадочных обстоятельствах так же умер и сын Франца Иосифа Рудольф. Официально он покончил собой, хотя по европейским столицам ходили разные слухи… Так, что было немало оснований полагать, что император не будет очень жестко реагировать на убийство. Во-вторых, Европа за годы предшествующие 1914 году пережила несколько серьезных кризисов, но все удавалось решить дипломатическим путем. Убийство же в Сараево стало поводом к началу Первой мировой войны. Так, что прогнозы дело неблагодарное.

Две Смерти и упущенный шанс для мира

Однако, были в истории человечества и политические убийства значение которых стало понятно лишь через годы. 9 октября 1934 года Марсель- двое человек убито, четверо ранено. Двое убитых были король Югославии Александр I Карагеоргиевич и министр иностранных дел Франции Луи Барту. Если бы они остались живы, мировая история могла развиваться по совсем другому пути.

Луи Барту был архитектором системы мировой безопасности, которая должна была базироваться на отдельных союзах и взаимных гарантиях. Он понимал, насколько ненадежен мир, который базируется исключительно на институциях Лиги Наций. Так он предлагал создать «Балканскую малую Антанту», где государства балканского полуострова и Турция должны были гарантировать безопасность и взаимопомощь друг другу. Важнейшим замыслом министра был «Восточный пакт», по которому страны восточной Европы должны были обменяться взаимными гарантиями.

Важнейшими договорными сторонами в рамках этого документа должны были стать СССР и Германия. При этом Луи Барту не доверял немцем, поэтому Советский союз и Франция также должны были обменяться гарантиями. Французский министр настоял на принятии СССР в Лигу Наций и был безмерно рад этому, так как самая большая страна мира стала частью существующей системы безопасности. Однако, как уже говорилось выше, Луи Барту не доверял Лиге Наций и поэтому хотел создать принципиально новую систему безопасности в Европе. Его идею тогдашние журналисты сравнивали с паутиной. Ведь в основе всего должны были лежать региональные союзы, при этом одна страна могла входить сразу в несколько альянсов и все это поддерживалось Францией и частично Великобританией. На самом деле если бы идея Барту стала реальностью то Второй Мировой войны могло и не быть.

Французский министр не доверял Гитлеру и был категорически против перевооружения Германии. Барту умело играл на противоречиях Фюрера и Муссолини. Именно поэтому ему так нужна была встреча с королем Югославии, он хотел добиться от него чтобы Белград пошел на компромисс с Римом. Если бы это произошло, то ничего бы не мешало сближению Франции с Италией и тогда оси Берлин – Токио - Рим могло просто не быть. После же смерти Барту все его проекты пошли прахом. Среди французских политиков больше не было человека его масштаба с таким кругозором и сильным мышлением. Дальше тон политики в Европе задавал Гитлер. А у Западных политиков не хватило воли или разума заключить союз с СССР даже после того как Германия полностью уничтожила Чехословакию. Как разительно их подход отличался от деяний Луи Барту. Если бы он тогда остался жив такой страшной страницы в истории как Вторая Мировая война могло и не быть.

Остается надеяться, что выстрел, прозвучавший в Харькове, не будет иметь далеко идущих последствий для мира и Украины как выстрелы в Сараево и Марселе.

Максим Андреев

Последние новости