25 августа 2017, 17:06

Марчук назвал 10 проблем, которые могут помешать ООН ввести миротворцев на Донбасс

Представитель Украины в подгруппе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы минских переговорщиков Евгений Марчук (первый председатель Службы безопасности Украины, экс-премьер-министр, экс-председатель СНБО и экс-министр обороны, генерал армии) поделился размышлениями о миротворческой Миссии ООН в Донбассе.

Марчук назвал 10 проблем, которые могут помешать ООН ввести миротворцев на Донбасс

"О миротворческой Миссии ООН на Донбасс. Что нужно учитывать.

Во-первых, приглашение иностранных военных подразделений с оружием на территорию Украины согласно нашему законодательству возможно только с согласия Верховной Рады. Миротворцы ООН - это вооруженные люди, причем не только стрелковым оружием, но и как минимум бронетранспортерами. Уровень вооруженности этой миссии будет подробно выписан в мандате.

Второе, страна, инициирующая направление такой Миссии, должна очень подробно аргументировать свое предложение. Для нашего случая это будет не совсем просто. Если мы в предложении укажем агрессию России, это будет означать войну двух государств. Миротворцы, как правило, в таких случаях не участвуют. Если мы не указываем агрессию России, значит у нас внутренний гражданский конфликт и тогда миротворцы могут участвовать.

Третье, обязательно нужно согласие сторон. Для нас ОРДЛО не являются стороной. Для нас стороной является Россия как страна агрессор. Согласится ли Россия быть стороной конфликта, да еще в решении ООН? Не думаю. Президент РФ В. Путин неоднократно излагал позицию России по этому вопросу — "ихтамнет". Возможно, с Россией есть предварительная договоренность, что она полностью выводит из Донбасса свои регулярные, но безшевронные войска, и там остается только два армейских корпуса ОРДЛО. И тогда де-факто и якобы и де-юре России там нет. Тогда единственной стороной или сторонами для согласия на миротворческую миссию являются ОРДЛО. И тогда нам остается договариваться только с этой стороной конфликта о миротворческой миссии, официально признавая их стороной. То есть косвенно подтверждая таким образом, что это внутренний гражданский конфликт. Здесь нужно будет искать выход. Без согласия фактически воюющих сторон миротворцев в зону практических боевых действий никогда не пошлют. 

Четвертое, голосование в Совбезе, скорее всего, Россия заблокирует. Голосование Генеральной Ассамблеей ООН по такому вопросу очень проблематично. Не говоря уже о численности Миссии, бюджете и уровне ее вооруженности. Хотя возможно.

Пятое, допустим, что все эти проблемы решены положительно для Украины. Тогда Совбез ООН формирует передовую группу специалистов, которая выезжает на место и очень детально изучает поле своей будущей деятельности. Ее доклад подробно обсуждается в Совбезе и определяется численность Миссии, ее бюджет, ротация и страхование персонала, уровень вооруженности и другие детали. Например, Миссия берет под контроль всю контактную линию (426 км) и неконтролируемый Украиной участок госграницы (406 км 700 м)? Или как-то иначе? Какая тогда должна быть численность и бюджет такой Миссии? Она получает доступ к любым объектам и участкам на временно оккупированной территории.

Шестое, какими правовыми нормами, уставами, законами будет регулироваться применение оружия членами Миссии на территории Украины, особенно на поражение (понятно,  будет выписано, что только в целях самозащиты). В принципе, международная практика есть. Но как будет в украинском случае? Кто будет расследовать факты неправомерного применения оружия членами Миссии, особенно с летальными исходами.

Седьмое, после утряски всех этих вопросов Совбез ООН обращается к странам-членам ООН, которые, как правило, имеют, опыт миротворческой деятельности, с просьбой выделить определенное количество военнослужащих определенных воинских специальностей для этой Миссии с командиром. Руководство этих стран согласовывает свое решение с местным парламентом. Процедуры разные, но согласие парламентов обязательное.

Восьмое, создается командование Миссии, которое активно участвует в формировании контингента Миссии. Я уверен, если Россия согласится на эту миротворческую Миссию, она будет настаивать не только включить ее контингент в состав Миссии, но и ввести своего представителя в состав командования Миссии. Если Россия не сторона конфликта, а это, скорее всего, будет условием России на эту Миссию, тогда никаких аргументов для возражения о включении ее контингента и представителя в командовании Миссии нет.

Девятое, поскольку Миссия будет действовать де-юре на территории Украины (в том числе и за линией фронта), то Украина как инициатор Миссии должна взять на себя определенные обязательства по обеспечению нормальной деятельности Миссии. Какие?

Ну и десятое, очень проблематичным является предположение о том, что главной задачей Миссии будет обеспечение выборов на оккупированной территории".

Последние новости