11 ноября 2025, 21:58

​Северный маршрут не вывез: Россия теряет рынки после санкций США

Россия не смогла нарастить поставки нефти по Северному морскому пути и теряет азиатские рынки после введения новых санкций США.

​Северный маршрут не вывез: Россия теряет рынки после санкций США

Москва провалила собственный план по увеличению экспорта нефти через Северный морской путь. По данным консалтингового центра "Гекон", с начала года объем отгрузок по маршруту снизился на 4,2% и составил 1,83 миллиона тонн, хотя количество рейсов осталось прежним — 18.

Речь идет о поставках нефти из Приморска, Усть-Луги, Мурманска и с арктической платформы "Приразломная" компании "Газпром нефть".

Северный маршрут должен был стать альтернативой Суэцкому каналу, экономя танкерам до десяти суток пути, однако навигация завершилась 28 октября без ожидаемого роста объемов.

В 2024 году Кремль отчитался о 30-процентном росте перевозок по СМП, но в этом году тенденция резко изменилась. Сейчас доля этого направления в общем экспорте российской нефти не дотягивает даже до 1%.

При этом логистика изменилась заметно. Если в прошлом году основная часть грузов шла из Мурманска, то теперь почти половина — из Усть-Луги. Оттуда отгружено 0,81 миллиона тонн, или 44% общего объема. Доля Мурманска упала до 42% (0,76 миллиона тонн). Приморск обеспечил около 11% (0,2 миллиона тонн), а "Приразломная" — всего 4% (0,06 миллиона тонн).

Главным покупателем остается Китай — 1,3 миллиона тонн. Дальше следуют Южная Корея (0,2 миллиона тонн) и Бруней, куда впервые была отправлена партия нефти сорта Novy Port объемом 0,14 миллиона тонн. Еще 0,2 миллиона тонн направили в Находку для перевалки.

По мнению отраслевых экспертов, рост отгрузок из Усть-Луги объясняется тем, что китайские НПЗ проявляют интерес к сорту Urals и тестируют более короткий маршрут. Одновременно поставки из Мурманска сократились из-за того, что "Газпром нефть" и «Лукойл», находящиеся под санкциями, предпочитают перевалку на южных направлениях — через судно к судну — ради более выгодных цен.

Ситуацию усугубили новые санкции США. 22 октября президент Дональд Трамп объявил о введении ограничений против "Роснефти", "Лукойла" и 34 дочерних структур. После этого пять индийских нефтеперерабатывающих заводов, ранее закупавших две трети российского сырья, полностью прекратили сотрудничество.

Удар оказался масштабным: китайские государственные корпорации Sinopec и PetroChina прекратили прямые закупки у российских компаний. За ними последовали и частные китайские НПЗ. По оценке аналитиков Rystad Energy, ограничения затронули около 45% всего нефтяного экспорта России в Китай.

Даже Турция, долго остававшаяся одним из ключевых покупателей, начала сворачивать сотрудничество. Крупнейший турецкий НПЗ STAR перешел на поставки из Ирака и Казахстана, а компания Tupras отказалась от переработки российской нефти, чтобы сохранить экспорт топлива в Европу.

Ранее Dialog.UA сообщал, что крупнейший терминал РФ на Балтике парализован после украинского удара.

Мы также писали, что Индия будет покупать нефть не у России, а на Ближнем Востоке.

Автор: Татьяна Шевченко

Последние новости