29 сентября 2025, 16:22

​"Удар в спину" от Си: крупный порт Китая закрывают для теневых флотов Ирана и РФ

В Китае крупнейший нефтяной порт Циндао с ноября вводит ограничения для старых и проблемных танкеров, что напрямую заденет перевозчиков российской и иранской нефти.

​"Удар в спину" от Си: крупный порт Китая закрывают для теневых флотов Ирана и РФ

Ключевой нефтяной узел Китая порт Циндао, через который проходит около шестой части всего импорта нефти страны, объявил о введении новых правил, направленных против теневого флота. С 1 ноября здесь запретят швартоваться судам старше 31 года, а также тем, которые изменяли идентификацию Международной морской организации или имеют недействительные документы.

Об этом пишет издание Bloomberg.

Эти шаги стали реакцией на скандал в августе, когда США ввели санкции против компании в районе порта Дунцзякоу, обвинив ее в получении иранской нефти с уже санкционированного судна. Вашингтон предупредил о возможном ужесточении мер, что вызвало обеспокоенность Пекина по поводу стабильности поставок.

Согласно новым правилам, если судно получило отказ в заходе, оно лишается права швартовки в течение года.

Кроме того, для других судов, заходящих в провинцию Шаньдун, будет применяться система оценки рисков. Танкеру могут отказать в швартовке, если он получит низкий балл за возраст или застрахованность от экологического ущерба.

Циндао давно считается одним из главных каналов поступления иранской нефти в Китай. По данным аналитической компании Kpler, в этом году через порт ежедневно поступало около 300 тысяч баррелей иранской нефти, хотя официальная статистика утверждает, что импорт из Ирана прекращен еще с середины 2022 года.

По мнению аналитика Vortexa Эммы Ли, новые меры вряд ли сильно повлияют на объемы ввоза такого сырья: "Доля Циндао в импорте нефти Шаньдуна упала с более 40% в 2020 году до примерно 20% с 2024 года, поскольку соседние порты расширили возможности для сверхкрупных танкеров. Его значение в обслуживании рискованных судов также относительно невелико".

Как отмечают эксперты, иранская нефть чаще всего доставляется в воды у Малайзии или в другие промежуточные точки, где перегружается с одного судна на другое. На первом этапе маршрута из Персидского залива используются суда под американскими санкциями, а финальный перегон выполняет так называемый теневой флот.

Таким образом, решение властей Циндао становится очередным ударом по теневым перевозкам, хотя ключевой поток санкционной нефти по-прежнему остается в обходе международных правил.

Ранее Dialog.UA сообщал, что теневой флот Путина нашел способ обойти санкции и может сломать мировую торговлю.

Мы также писали, что крупнейший портовый оператор Индии больше не хочет видеть корабли теневого флота РФ.

Автор: Татьяна Шевченко

Последние новости