Энергетический узел затягивается: российский нефтяной гигант застрял у берегов Китая
Российский танкер, груженный более 2 миллионами нефти ESPO Blend, застрял у берега Китая и не может найти покупателя.
В последние недели российская нефть сталкивается с неожиданными препятствиями на своем главном экспортном направлении. Ярким свидетельством этих проблем стал супертанкер Big Star, который застрял у побережья Китая.
Об этом сообщает The Moscow Times.
Big Star, загруженный 2,1 миллиона баррелей российской нефти марки ESPO Blend, оказался на якоре недалеко от побережья КНР. Этот инцидент, подтвержденный данными LSEG и информацией от трейдеров, наглядно демонстрирует резкое снижение спроса на российское сырье в регионе.
Big Star принял на борт свой внушительный груз ESPO Blend с трех небольших танкеров класса Aframax - Leftkada, Kai Fu и Centurion I. Произошло это в период с 12 по 17 мая около дальневосточного порта Зарубино. Далее судно направилось в порт Цзеян в южной провинции Гуандун.
Танкеры с ESPO Blend нечасто участвуют в перевалках "борт-борт" (STS), учитывая близость Козьмино к Китаю. По мнению трейдеров, такая смена танкера не имеет экономической эффективности, что указывает на проблемы с поиском прямых покупателей.
Более того, сорт ESPO Blend редко подлежит длительному морскому хранению, поскольку спрос на него обычно достаточно стабилен. Однако Big Star, судя по данным LSEG, после кратковременной потери сигнала AIS 23 мая, появился 25 мая вблизи спорных островов Сенкаку недалеко от Тайваня и с тех пор остается на якоре, что является беспрецедентной ситуацией.
Причина такого застоя кроется не столько в отсутствии спроса в Китае, сколько в растущих опасениях китайских государственных нефтяных компаний. Они все больше опасаются вторичных санкций со стороны США в случае покупки российской нефти. Эти опасения, став ключевым фактором, негативно влияют на объемы закупок.
В феврале текущего года морской импорт нефти из России в Китай уже демонстрировал существенное падение, достигнув минимума за 26 месяцев - около 970 000 баррелей в сутки. Это произошло на фоне январских санкций США, направленных против судов и компаний, участвующих в поставках из Российской Федерации. Хотя впоследствии закупки несколько восстановились, в основном благодаря частным китайским НПЗ, общая ситуация для российского экспорта остается напряженной, а препятствия в логистике и поиске покупателей сохраняются.
Один из участников рынка даже предположил, что три партии ESPO Blend были выставлены на продажу слишком поздно и так и не смогли найти покупателей.
Китай стал одним из важнейших покупателей российской нефти после того, как Запад почти полностью прекратил импорт энергоресурсов РФ в ответ на полномасштабное вторжение в Украину. Зависимость от Китая делает Москву уязвимой к любым колебаниям спроса или геополитическим изменениям.
Помимо этого, обвал цен на нефть на мировых рынках, усугубляемый дисконтами, которые Россия вынуждена предоставлять своим покупателям, оказывает значительное давление на российский бюджет. Постоянное введение новых санкций, угроза их расширения и сложности с логистикой, страхованием и финансированием поставок еще больше сокращают доходы от продажи углеводородов, являющихся ключевым источником финансирования для РФ.
Каждый "застрявший" танкер, подобный Big Star, лишь подчеркивает нарастающие проблемы в экономике агрессора, напрямую влияющие на его способность продолжать войну.
Ранее Dialog.UA сообщал, что санкции добивают нефтяную отрасль РФ: компания Сечина пошла на крайние меры.
Мы также писали, что дешевая нефть поставила Кремль перед трудным выбором.