Мадуро пал — и в Москве дрогнули, доверие к Путину тает на глазах
Блестящая операция США в Венесуэле не только добила миф о российской "великой силе", но и усилила разброд внутри элит Кремля, утверждает Аббас Галлямов.

Неспособность победить Украину, на которую в России изначально вообще не было принято смотреть всерьез, сильно уронила самооценку российского "патриотического" сообщества.
Об этом в своем блоге пишет Аббас Галлямов — известный российский политтехнолог и бывший спичрайтер диктатора РФ.
Тяжелейшая кровавая война, продолжительность которой уже достигла продолжительности Великой Отечественной и которой по-прежнему не видно конца и края, истощила запас державного пафоса и самомнения в среде основных масс россиян. Прежний бравурный настрой сейчас демонстрируют только пропагандисты, получающие за это зарплату.
Блестящий успех американцев, показавших на примере Венесуэлы, как на самом деле должна выглядеть "специальная военная операция", еще больше деморализует жителей России — и простой народ, и элиты. Слишком уж разительным оказался контраст между высочайшей эффективностью военных и спецслужб США и поразительной неэффективностью их российских коллег. Тут ведь даже непонятно, можно ли их вообще называть "коллегами" — они словно бы выступают в разных весовых категориях. Тем более, что американский успех в Каракасе наложился на свежие и очень болезненные проколы Москвы, бодро отрапортовавшей о взятии оказавшегося невзятым Купянска и ликвидацией благополучно оставшегося в живых командира РДК Капустина. А если добавить сюда жалобы Кремля на то, что украинцы смеют обстреливать резиденцию Путина — дескать, какая наглость! во время войны бить по центрам принятия решений?!
Мощный удар нанесен и по личному имиджу Путина. Главная причина та же: подчиненные Трампа оказались на порядок эффективнее представителей системы, долгие годы выстраивавшейся его российским коллегой.
Кроме того, Мадуро был важнейшим союзником Москвы, и то, каким образом с ним обошелся Трамп, демонстрирует как явное отсутствие пиетета к интересам последней, так и ее неспособность хоть что-то противопоставить Вашингтону. Год назад Россия потеряла Асада, потом американцы на пару с Израилем разнесли иранских аятолл, а теперь - Мадуро. Неудач становится все больше.
Не менее, а может, даже и более важным следствием венесуэльских событий станет изменение отношения элит к Путину. Осмысливая происшедшее, ближайшее окружение российского президента может прийти сейчас к выводу, что в какой-то момент от того, возможно, придется избавиться, если он станет совсем неадекватным.
Как известно, в декабре Мадуро отклонил требование Трампа оставить пост и отправиться в изгнание в Турцию. Как теперь стало очевидно, для венесуэльского лидера это был последний шанс. Он его упустил. А Путин, который упрямится, отказываясь прекратить войну и все больше раздражая Трампа, разве у нас есть уверенность, что он ведет себя более адекватно? А может быть, он тоже уже упустил свой шанс? Так не лучше ли сдать его американцам или, например, британцам, выторговав в обмен для остальных членов российского истеблишмента приличные условия? Потом ведь с ними вообще никто разговаривать не станет.
Как говорится, дорого яичко ко Христову дню. Трамп — человек, судя по всему, горячий и легко переходит от слов к делу: только что предлагал Мадуро сделку, и вдруг того уже ведут по коридору американского суда; в разгар переговоров Уиткоффа с иранцами Израиль и США наносят вдруг удар по Тегерану. Как знать, когда капризный американский лидер решит изменить стратегию в отношении России?
Путин не может быть уверен, что в головах его окружения не поселилось мыслей, похожих на вышеописанные. Мадуро вон верил своему окружению, а в его недрах в этот момент уже зрел заговор и велись с американцами секретные переговоры. С учетом невероятно трепетного отношения российского президента к своей безопасности, степень его недоверчивости сейчас возрастет, и это тоже важное последствие происшедшего. Чем выше в системе уровень недоверия, тем труднее ей функционировать. Возрастает степень секретности, ограничения людей в доступе к информации, увеличивается число требуемых при принятии простейших решений согласований, словом, возрастает степень забюрократизированности системы. В ее механизмы словно бы насыпают песок.
Главными проигравшими по итогам происшедшего с точки зрения российских внутриэлитных раскладов можно признать Сечина и Патрушева. Все знают, что именно они отвечали за венесуэльское направление: первый — за огромные финансовые вложения, которые теперь имеют все шансы сгореть, второй — за безопасность союзника, каковая провалилась самым постыдным образом. Впрочем, дело не только в этом. Оно еще в том, что Мадуро сейчас находится в руках американцев, неизвестно еще, что интересного про своих бывших российских партнеров и их операции он тем расскажет. Сечин и Патрушев являются лидерами "ястребиного" лагеря и главными идеологами прокитайского направления российской внешней политики ("стратегия энергетической миски риса"), поэтому американцы с удовольствием используют доставшуюся им информацию против указанных джентльменов. Их ослабление может иметь для будущего России самые серьезные последствия.
Путину, конечно, надо было соглашаться на условия Трампа и заканчивать войну ДО ареста Мадуро. Теперь переговоры будут проходить в менее выгодных для Кремля условиях: Трамп на коне; собственный лагерь деморализован; есть риск, что любое проявление того, что будет воспринято как "неадекватность", подтолкнет кого-то из членов внутреннего круга в направлении размышлений о "венесуэльском сценарии". К тому же любые уступки сейчас будут интерпретироваться в менее выгодном для Путина свете. "Ага! - скажут. - Испугался!"
Ранее Dialog.UA сообщал, что кремлевский режим слабеет: Трамп больше не будет общаться с Путиным как с равным себе.
Последние новости
ГСЧС показала последствия удара российских дронов по Днепру: есть пострадавшие и много пожаров
08:57Кремль отправил подлодку сопровождать танкер, который преследует Береговая охрана США, – Fox News
07:30