13 апреля 2015, 15:26

Закон декоммунизации в Грузии не работает. Получится ли в Украине?

Декоммунизация Грузии: спустя 4 года найти портреты Сталина на блошином рынке в Тбилиси очень легко.

Закон декоммунизации в Грузии не работает. Получится ли в Украине?

Верховная Рада Украины на минувшей неделе приняла пакет, предусматривающий запрет на использование советской и нацистской символики. В Грузии борьба с советской и фашисткой символикой началась еще четыре года назад, но и сегодня серп и молот, а также лозунги советской эпохи встречаются как в столице, так и в регионах Грузии.

В 2011 году Хартию свободы, инициированную тогдашним депутатом парламентского меньшинства Гией Тортладзе, грузинские депутаты поддержали единогласно.

Но сегодня, четыре года спустя, как автор закона, так и инициаторы внесенных в него изменений соглашаются с тем, что запрет на коммунистическую символику и должностные ограничения пока в большей степени остаются на бумаге.

Сегодня Тортладзе не скрывает, что принятый четыре года назад закон не работает.

"Я считал и по сегодняшний день считаю, что надо было принять такой закон. Но этот закон не работает, и это, конечно, очень обидно. Не работает комиссия, не проверяются списки, и никто не знает, кто кем был", - говорит Тортладзе Би-би-си.

До сих пор многие здания в грузинской столице являются носителями советской символики, победит которую скорее время, чем законы.

Несмотря на примеры стран Восточной Европы, в течение нескольких лет попытки принять закон, запрещающий сотрудникам советских спецслужб занимать должности в государственных структурах, не приводили к успеху.

"Комиссия встретилась и поработала, но дальше дело не пошло", - говорит Бердзенишвили.

Он отмечает, что архив Коммунистической партии находится в МВД, поэтому именно МВД должно предоставить соответствующие документы для того, чтобы комиссия приняла решение об отстранении того или иного чиновника с должности в соответствии с законом.

Но если, к примеру, с бывшими секретарями райкома комиссии нужно лишь документальное подтверждение, то идентифицировать бывшую советскую агентуру гораздо сложнее, говорит Бердзенишвили.

По закону, комиссия, созданная при МВД, собирает информацию об использовании коммунистической, тоталитарной или фашисткой символики административными органами, а также об использовании такой символики на объектах государственной собственности.

Несмотря на то, что следы советской эпохи в виде барельефов и даже названий улиц по сей день встречаются в регионах Грузии, комиссия пока не приняла ни одного конкретного решения по поводу их устранения.

Видимо, в Грузии надо принимать такие законы, где все расписано по мелочам, потому что иначе появляется возможность создавать такие комиссии, которые не будут работать.

Леван Бердзенишвили говорит, что причина в определенной степени кроется в пассивности общественности.

По словам депутата, комиссия не затрагивает вопросы использования коммунистической или фашисткой символики частными лицами.

"Если я частное лицо и поставил памятник Сталину у себя во дворе, комиссия не имеет права ко мне обращаться, - говорит Леван Бердзенишвили. - Но, согласно поправкам в закон, каждый гражданин по этому поводу имеет право обратиться в суд… Пока ни одного такого обращения не было".

В министерстве внутренних дел Грузии отмечают, что комиссия в ближайшем будущем планирует обратиться к органам местного самоуправления в связи с вопросами, которые касаются запрета или устранения советской символики.

Как сообщал Диалог ранее, в процессе декоммунизации 25 украинских городов могут получить новые "старые" названия.

Последние новости