Застрявшие в "Паутине": The Insider о том, как украинские дроны загнали стратегическую авиацию РФ в тупик
Украинская операция "Паутина" обернулась не только потерями самолетов, но и тяжелыми логистическими проблемами для российской стратегической авиации.
1 июня 2025 года СБУ провела свою легендарную операцию "Паутина", в ходе которой более сотни FPV-дронов, спрятанных в грузовиках, атаковали сразу четыре российских аэродрома: Оленья, Дягилево, Белая и Иваново-Северный. Подготовка операции заняла около полутора лет, а эффект оказался колоссальным. Дроны, стоимость каждого из которых не превышала $1 тысячи, ударили по стратегическим самолетам, цена которых измеряется десятками миллионов долларов.
О тяжелых последствиях этой операции для страны-оккупанта рассказало российское независимое издание The Insider.
На трех из четырех объектах базировались бомбардировщики "Ту-95МС", "Ту-22М3" и "Ту-160", входящие в воздушную часть ядерной триады РФ. Еще одной целью стал аэродром в Иваново, где находились военно-транспортные самолеты и техника ДРЛОиУ. Единственный грузовик с дронами, направленный к дальневосточной базе Украинка, взорвался по дороге и не дошел до цели.
По официальной версии СБУ, Россия потеряла 41 самолет на сумму около $7 млрд. Украинские OSINT-группы и независимые аналитики уточнили данные: было поражено 22–23 борта, из которых уничтожено как минимум семь Ту-95МС и четыре Ту-22М3. Еще несколько машин получили серьезные повреждения. В результате из боеготового парка стратегической авиации вышло из строя около 20% самолетов, что стало серьезным ударом по ВКС РФ.
Несмотря на эти потери, Москва усилила воздушные атаки по Украине. Если в январе 2025 года Россия использовала около 90 средств поражения в сутки, то к августу показатель вырос до 140. Наибольшие массированные налеты, когда запускалось более 500 ракет и беспилотников за раз, пришлись именно на период после операции "Паутина".
Основную долю в этих атаках по-прежнему составляют дроны (до 97%), но решающую роль играют ракеты: их сложнее сбивать, а разрушительная сила в разы выше. Запуски ведутся в основном ракетами "Искандер", "Калибр", Х-101 и "Кинжал". При этом часть из них имеет ядерные варианты, что подчеркивает стратегический характер задействованных носителей.
Опасаясь повторных атак, Россия перебросила большую часть Ту-95МС и Ту-160 на аэродромы Дальнего Востока, главным образом в Украинку (Амурская область), а также на Камчатку и Чукотку. Однако логистика осталась прежней: ракеты и обслуживание самолетов по-прежнему сосредоточены на старых базах, включая Энгельс-2 и Оленью. В результате для нанесения ударов приходится совершать перелеты длиной до 12 тысяч км, а боевой вылет теперь длится 23 часа вместо прежних 4–5.
Такой режим резко ускоряет износ техники. Двигатели Ту-95МС рассчитаны на 5 тысяч летных часов и примерно 200 часов в год, что при нынешней нагрузке означает исчерпание ресурса всего за несколько вылетов. Ремонт одного такого самолета оценивается в $50 млн. Стоимость вылета также выросла кратно - с примерно $100 тысяч до полумиллиона долларов.
Эксплуатация возрастных Ту-95МС и Ту-160 в экстремальных условиях уже дает сбои. Инсайдерские источники сообщают, что в начале сентября один из Ту-160 не смог выполнить пуск ракет из-за поломки пусковой установки, а другой борт вообще не поднялся в воздух.
Таким образом, операция "Паутина" стала для России не только военным ударом, но и стратегическим вызовом: Москва вынуждена гнать изношенную технику на пределе возможностей, тратя гигантские ресурсы и ускоряя неизбежное старение своей стратегической авиации.
Ранее Dialog.UA сообщал, что Малюк рассказал неизвестные детали спецоперации "Паутина".
Мы также писали, что Россия прячет свои самолеты от Украины: спутниковые снимки показали новую статистику по операции "Паутина".