5 апреля 2016, 22:34

Голландский демарш: что завтра продемонстрируют Украине жители Нидерландов

Почему референдум в Нидерландах, вероятнее всего, не сможет повлиять на имплементацию соглашения об ассоциации Украины с ЕС, но больно ударит по имплементации европейских норм внутри самой Украины

 Голландский демарш: что завтра продемонстрируют Украине жители Нидерландов

"Для Нидерландов референдум по Ассоциации Украины станет генеральной репетицией выборов 2017 года в Парламент", — уверена Лиер Саразкета из аналитического центра Bruegel.

Она считает, что если завтрашнее голосование даст негативный результат, то это продемонстрирует, что правящей коалиции нужно готовиться к политическим проблемам. Нынешний премьер-министр страны Марк Рютте поддерживает политику постепенного расширения ЕС. Но в то же время в Нидерландах евроскептики смогли еще летом организовать сбор подписей и начать процедуру подготовки к голосованию.

Что же касается результатов референдума 6 апреля, то по мнению экспертов, есть несколько аспектов, которые повлияют на его результаты. Во-первых, мало кто в Голландии знает истинную ситуацию в Украине, а в последние дни европейские и американские СМИ пишут о Киеве только когда вспоминают о коррупции или офшорных счетах президента Порошенко. Новости с востока Украины, где продолжается война, уже сошли с передовиц газет.

И история о стране, где победила демократическая революция, уже не так популярна в Европе.

Во-вторых, Киев попал в самый центр политического противостояния внутри ЕС. Многие политические партии стран союза считают, что Брюссель отнимает у них полномочия и потому ему нужно показать, что они еще могут влиять на политику в Европе и с ними нужно считаться. Именно потому еще в январе 2016 года глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер заявил, что в ближайшие 20 лет Украина вряд ли присоединиться к ЕС. Он понимает, что не стоит злить своих избирателей, так как после того, как его каденция в Брюсселе закончится, он отправится обратно в родной Лихтенштейн, где также сильны подобные настроения. А срок в два десятилетия не настолько длинный, чтобы в Киеве окончательно разочаровались в евроинтеграции, но и не настолько близкий, чтобы европейцы думали о проблемах, которые могут возникнуть, если Украина станет членом ЕС.

Наконец, это решение будет необязательным для исполнения властями страны. В Брюсселе уже давно научились обходить такие референдумы в действительно важных вопросах. Так, недавно ЕС и Турция заключили соглашение по обмену беженцами и создание накопительных лагерей для сирийцев на турецкой территории. И в обмен Анкара с июня должна получить безвизовый режим для краткосрочных поездок. И никто не стал проводить референдум по вопросу, нужны ли турецкие мигранты в Европе. Надо было решить, что делать с почти миллионом беженцев в ЕС и куда их отправить. И Еврокомиссия спокойно согласилась на такой обмен.

Потому решение по Украине будет больше зависеть от политической борьбы внутри Голландии и того, насколько натянуты отношения между Брюсселем и правыми партиями страны. А истинный договор Ассоциации Украины вскоре будет ратифицирован всеми членами союза и начнет работать.

Не та страна

Для того, чтобы назначить общенациональный референдум в Нидерландах, нужно 300 тысяч подписей граждан этой страны. Праворадикальные партии начали собирать их еще летом 2015 года и очень быстро набрали больше, чем нужно — 430 тысяч. До этого закон о ратификации уже прошел обе палаты парламента. Раньше после голосования депутатов нельзя было выносить такие вопросы на референдум, но теперь в силу вступил закон о выборах и референдуме, который позволяет это делать. Потому жители Голландии воспользовались своим правом на такое голосование.

И оказалось, что Голландия может реально испортить имидж украинскому продвижению в ЕС.

Но к самой Украине у Амстердама нет претензий.

Дело в том, что политики в этой стране хотят доказать свою состоятельность центральным властям ЕС. "В 2005 году на всенародные референдумы был вынесен проект Конституции ЕС. Тогда Франция и Нидерланды отвергли этот документ и на этом попытки принять его провалились", — рассказывает Фредрик Эриксон из European Centre for International Political Economy. По его мнению, это стало большим провалом для общей интеграции в рамках ЕС. После этого в Лиссабонском договоре уже не было нормы о ратификации с помощью референдума. И многие граждане союза считают, что им навязали эту конституцию.

Потому они пытаются показать, что могут реально влиять на политику, даже на примере такого вопроса, как ассоциированное членство Украины. Это используют партии "Евроскептиков", которые выдвигают два главных аргумента против Ассоциации Украины в ЕС.

Во-первых, ассоциация может означать рост трудовой миграции из Украины, когда ей предоставят безвизовый режим. В небольших странах союза это постоянная страшилка, которая может повлиять на общественное мнение. Тем более, что в Украине идет война, и становится все больше беженцев. А после кризиса сирийских беженцев летом 2015 года большинство европейцев очень боятся любых массовых миграций.

Во-вторых, многие евроскептики заявляют, что именно проевропейская позиция стала причиной войны на Донбассе и аннексии Крыма. Потому, если Киев пойдет дальше по дороге в Европу, то это может еще больше разозлить Россию. И тогда конфликт может разрастись и подойти к границам стран ЕС. И этого не хочет никто.

Автоматический результат

Потому не удивительно, что за несколько дней до референдума, по данным издания The Economist, почти 45% голландцев выступали против украинской ассоциации и только 32% поддерживали ее.

Но по мнению большинства экспертов, правительство страны сможет не обращать внимания на его результаты.

В самом худшем случае ситуация будет такая: в ЕС попросят Украину внести некоторые изменения в текст договора относительно Голландии. Возможно, будет ужесточена система приема мигрантов или исправлены нормы для экспорта своей сельхозпродукции туда. Но реально это ничего не изменит.

Другое дело, что политические разборки внутри ЕС могут серьезно повредить европейским устремлениям Украины, из-за которых в стране и началась демократическая революция. Тем более, что сам Киев пока не торопится проводить широкую рекламную кампанию своих достижений. Потому в этой борьбе он оказался только объектом, на примере которого жители Нидерландов хотят показать, что еще могут влиять на политику в Европе, а правые партии получить политический капитал перед выборами.

Андрей Павленко,

"Дело"

Последние новости