1 апреля 2016, 23:12

Украина отвоевала у России Индию

Индия и Украина вместе создадут новый многофункциональный транспортный самолет для военно-транспортной авиации и внутренних гражданских перевозок. «Газета.Ru» пришла к выводу, что он вполне может стать заменой замороженному ранее российско-индийскому проекту Multi-role Transport Aircraft (MTA). Речь идет о 500 машинах общей стоимостью 350 млрд индийских рупий ($5,3 млрд) в течение 15 лет. Об этом сообщили в индийской компании. Соглашение подписали на Defexpo India 2016. Всего украинская делегация провела восемь переговоров с министром обороны Индии и высшим командованием вооруженных сил страны. В ходе выставки сторонами было подписано 15 меморандумов о сотрудничестве.

Украина отвоевала у России Индию

Агрессивный маркетинг украинской делегации на международной выставке вооружений и техники Defexpo India 2016 дал свои результаты. Индийская компания Reliance Defence Ltd и украинский авиационный госконцерн "Антонов" договорились о совместном создании многофункционального транспортного самолета для нужд военных, десантников, а также коммерческого использования в Индии. Речь идет о 500 машинах общей стоимостью 350 млрд индийских рупий ($5,3 млрд) в течение 15 лет. Об этом сообщили в индийской компании. Соглашение подписали на Defexpo India 2016. Всего украинская делегация провела восемь переговоров с министром обороны Индии и высшим командованием вооруженных сил страны. В ходе выставки сторонами было подписано 15 меморандумов о сотрудничестве - Газета.Ru

"Reliance Defence Ltd совместно с государственной корпорацией "Антонов" будут совместно предъявлять к проекту различные требования, в том числе для создания пассажирского самолета на 50–80 мест в базовой конфигурации, а также во всех вариациях, в том числе транспортных и других военных целей", — сообщила компания.

Уже определено и место производства самолетов — первый индийский интегрированный Аэрокосмический технопарк в аэропортовом центре Михан города Нагпур, штат Махараштра, в Центральной Индии. Это укладывается в концепцию правительства Индии — создавать все на территории своей страны — Make in India.

Партнерство предполагает разработку военного самолета средней грузоподъемности для выполнения оперативно-тактических и стратегических задач с двумя экономичными турбовентиляторными реактивными двигателями.

Самолет должен иметь возможность взлетать с коротких взлетно-посадочных полос и удаленных необорудованных аэродромов, в том числе с грунтовой поверхностью.

"Небольшое количество тактических возможностей этого самолета компенсируется современной авионикой и навигационными системами с электродистанционной системой управления, применяемыми в любую погоду и время суток", — добавляют в Reliance Defence Ltd.

Индии требуется более 200 средних турбовентиляторных самолетов как основы всех перевозок военно-воздушных сил, армии и десантников. С точки зрения гражданского рынка среднемагистральный самолет мог бы удачно «заткнуть дырку» в региональных индийских авиаперевозках, которые соединили бы порядка 350 неиспользуемых в стране ВПП. Это вполне подпадает под новую политику министерства по делам гражданской авиации.

Соглашение было подписано председателем правления Reliance Defence Анилом Амбани и первым замсекретаря Совета по нацбезопасности Украины Олегом Гладковским, отвечающим за военно-техническое сотрудничество и экспортный контроль. Анил Амбани — известный в Индии магнат, владелец Reliance Group, не так давно приобретший другую индийскую компанию, с которой индийское правительство рекомендовало России иметь дела в оборонной сфере.

Напомним, что ВВС Индии уже эксплуатируют более ста транспортных самолетов Ан-32 украинского производства и некоторое время назад решили продлить сроки их эксплуатации.

Ранее источники в минобороны Индии сообщали, что совместный российско-индийский проект военно-транспортного самолета Multi-role Transport Aircraft (MTA) практически заморожен. Эту информацию позже подтвердили в российском Авиационном комплексе Ильюшина.

Причинами приостановки проекта индийская сторона называла требование резкого увеличения стоимости разработки транспортника со стороны России и недовольство ВВС Индии рядом технических характеристик МТА. Высокопоставленный представитель индийских ВВС тогда же сообщал о планах провести глобальный тендер на новый самолет. Очевидно, украинское предложение показалось индийцам привлекательным.

Соглашение между РФ и Индией о разработке и строительстве MTA было подписано в 2007 году. Производство планировалось развернуть и в России, и в Индии. Обе стороны должны были инвестировать в СП по $300 млн. Для ВВС РФ хотели произвести 100 машин, для Индии — 45, а еще 60 самолетов продать в третьи страны.

Заключенный контракт вполне может стать заменой замороженному ранее российско-индийскому проекту Multi-role Transport Aircraft.

Реалистичной назвал совместную разработку самолета исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. «У "Антонова" есть практически готовое семейство самолетов в различных сегментах — Ан-148, Ан-158 и Ан-178.

"Это почти готовая линейка самолетов, которая укладывается в диапазон, о котором идет речь в соглашении", — считает Пантелеев.

По его мнению, эту линейку самолетов по требованию индийской стороны можно доработать с точки зрения применяемых агрегатов и бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме того, у Индии и Украины есть хоть и не идеальный, но опыт сотрудничества по ремонту и модернизации транспортных самолетов Ан-32, хотя сейчас речь не идет о его замене.

"Формально подписание этого соглашения не стоит трактовать как позицию правительства Индии в отношении МТА. С другой стороны, проект МТА чуть ли не с рождения отличался изрядной вялостью, и целесообразность его реализации вызывала сомнения", — подчеркнул  Пантелеев.

В случае с Украиной, по его мнению, Индия может получить более сговорчивого партнера, который в отличие от России не будет выторговывать преференции по составу бортового оборудования и степени участия своих производителей в проекте.

По словам аналитика издания Aviation Explorer Владимира Карнозова, хоронить проект MTA рано хотя бы потому, что соглашение достигнуто не с правительством Индии, а с частной компанией. "Хотя бы потому, что Россией и Индией образована совместная компания, которая занимается проектом MTA, и ее никто не закрывал", — заявил эксперт. По его мнению, вопросы вызывают заявленные характеристики индо-украинского самолета, который, с одной стороны, будет перевозить до 80 пассажиров, с другой — иметь транспортную модификацию.

"Очень мало в мире самолетов служат и как пассажирские, и как военно-транспортные, особенно рамповых. Такой самолет никогда не будет ни хорошим пассажирским, ни военно-транспортным.Пока речь идет о совместной разработке самолета, если он понравится ВВС Индии, они разместят заказ. Но чтобы он понравился, надо сделать очень много работы, на 5–10 лет", — считает он.

Эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на состояние промышленности и разрыв связей с Россией, Украина, бесспорно, сохранила задел и компетенции в производстве транспортной авиации и может стать партнером Индии. "У них очень сильное конструкторское бюро, заводы в Киеве и Харькове, моторостроительное предприятие", — добавил Карнозов.

Стоит отметить, что это не первый случай, когда Индия после долгих переговоров с Россией выбирает другого поставщика самолетов. Так, буквально в начале 2016 года Дели уже предпочел российским МиГ-35 французские Rafale.

Последние новости