6 июля 2014, 10:08

The Globe and Mail: Европейские поборники сланцевого газа живут в придуманном мире

Украинский кризис пришелся на руку сторонникам добычи сланцевого газа в Европе.

The Globe and Mail: Европейские поборники сланцевого газа живут в придуманном мире

Экспорт российского природного газа в Западную и Центральную Европу, половина из которого проходит через Украину, ненадежен, утверждают сторонники сланцевого газа. Они считают: нам нужен наш собственный газ и, что удивительно, мы сидим на подземном океане энергии. Наша политика должна быть бурением и еще раз бурением и если мы превратим континент в подобие подушечки для иголок, мы будем энергетически независимыми и конкурентоспособными с американцами, у которых есть столько газа, что они практически раздают его.

На бумаге, это веский аргумент. Некоторые части Европы, от Англии до Польши, сидят на огромных объемах сланцевого газа. В понедельник Шотландия, которая может принять в сентябре решение об отделении от Соединенного Королевства, получила информацию от Британской геологической службы, что имеет достаточно сланцевого газа, чтобы обеспечивать все газовые потребности Великобритании в течении 30 лет.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подбавляет масла в огонь. Кэмерон заявил о возможном создании множества рабочих мест в случае участия Британии в сланцевой лихорадке. Заявлено, что огромный энергетический долг исчезнет и использование угля упадет вместе со счетами за электроэнергию у британцев. Европейцы обычно платят за газ в три раза больше, чем американцы и канадцы. И если Великобритания начнет бурение, можно ручаться, что Франция и Германия не будет далеко позади. Эти две страны не потерпят передачи Британии огромного энергетического преимущества.

Бум бурения скважин в Европе мог бы возродить экономику Европы так же, как это произошло в США.

Но это все чистая фантазия. В Англии или где-либо еще в Европе никогда не будет “революции” со сланцевым газом. Несмотря на все разговоры о изобилии газа прямо под ногами англичан, французов и немцев, ни одна коммерческая сланцевая скважина не заработает в этих странах.

Геология не объясняет несостоятельность газовой революции. Дело в законах, плотности населения и относительно сильном экологическом движении.

Закон - важное обстоятельство. В Соединенных Штатах, владелец земли имеет права на недра земли. Сланцевые залежи на Среднем Западе США и в Техасе превратили тысячи фермеров в миллионеров. Они сдают землю в аренду бурильщикам или берут гонорар за производство.

В Великобритании и в большинстве стран Европы нет таких прав на недра земли. В Великобритании компании, пытающиеся наладить бурение, планируют получить благосклонность путем задабривания местных советов, но это не то же самое, что денежные выплаты землевладельцам.

Концентрация людей также осложняет жизнь буровых компаний. Плотность населения в Европе в 5-10 раз выше, чем в Соединенных Штатах.

Вряд ли получится, что рядом с деревней или на ее территории будет шуметь буровая установка, не говоря уже о строительстве инфраструктуры и трубопроводов и заполнении местных дорог грузовиками с оборудованием и многочисленным персоналом.

Наконец, экологические законы более жесткие в Европе, чем в Северной Америке. Во Франции, «fracking» - использование химических веществ и воды под высоким давлением для вскрытия залежей углеводородов - запрещено. Так же в Болгарии. Опасность загрязнения грунтовых вод, а также более чем страшные факты из США подтверждают мнение, что этот метод получения сланцевого газа вредит экологии.

Попытки сланцевого бурения в Европе в значительной степени ушли в никуда. Польша должна была превратиться в первый большой европейский рынок сланцевого газа, но это не сработало. Некоторые энергетические гиганты, в том числе корпорация Exxon Mobil и итальянская Eni SpA, ушли из Польши, потому что геология и законодательство не способствуют «золотоносному» бурению.

Соединенные Штаты и Канада будут рады, что европейская сланцевая революция приостановилась. Экспорт сжиженного природного газа в Европу никуда не денется.

Сланцевый счет считается панацеей в некоторых европейских странах. Но лишь из-за того, что он есть, это не означает, что он может добываться.

Eric Reguly

Перевод Арсений Давиденко

Последние новости