12 февраля 2016, 16:43

Годовщина "Минск-2": Россию нужно посадить за стол переговоров как сторону конфликта - все знают, кто стоит за "ЛДНР"

Прошел год с тех пор, как 12 февраля 2015 президенты Украины и России Петр Порошенко и Владимир Путин вместе с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель в так называемом нормандском формате согласовали в столице Беларуси комплекс мер для урегулирования конфликта и прекращения огня на востоке Украины.

Годовщина "Минск-2": Россию нужно посадить за стол переговоров как сторону конфликта - все знают, кто стоит за "ЛДНР"

Эти договоренности, которые назвали "Минск-2", предусматривали, в частности, прекращение огня на линии соприкосновения в Донбассе, отвод крупнокалиберного оружия, обмен пленными и тому подобное. Однако большинство из 13 пунктов документа до сих пор не выполнены. 

Эксперты говорят об опасности замораживания конфликта, признаках "холодной войны" и прогнозируют вялый и длительный процесс урегулирования.

Минские соглашения были нужны Украине для того, чтобы избежать военной и политической капитуляции после поражения под Иловайском и в период обострения ситуации в Дебальцево. Таким образом, то, что Украина на переговорах выступала на слабых позициях, сказалось на качестве принятого документа, считает эксперт-международник Григорий Перепелица. В то же время он отметил, что "Минск-2" не соответствует нормам международного права: это соглашение никем не ратифицировано, это лишь комплекс мероприятий, декларация о намерениях.

"Во-первых, должны быть страны-гаранты. В этих форматах - имеется в виду и минский, и нормандский формат - ОБСЕ и Европейский союз в лице Германии и Франции являются наблюдателями и посредниками, они не являются гарантами исполнения сделки. Во-вторых, соглашение заключается между двумя воюющими сторонами. Кто является воюющей стороной с другой стороны, кроме Украины? Воюющей стороной является Российская Федерация. А признает она себя воюющей стороной? Если не признает, то она не имеет никаких обязательств по выполнению этих соглашений", - объясняет эксперт.

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник добавляет, что, по большому счету, минские соглашения даже не были мирными, так как сразу после их подписания украинская сторона потеряла Дебальцево. И перемирия фактически не было вплоть до 1 сентября 2015 года, которое, по его словам, стало возможным в результате решения Путина, связанного с его поездкой на Генассамблею ООН и вторжением России в Сирию.

В то же время минские соглашения имеют и определенные положительные последствия, главное из которых - прекращение горячей фазы войны, признает Григорий Перепелица.

"Первое - это то, что под эти минские соглашения подвязаны санкции, и чем дольше минский процесс продолжается, тем длиннее санкции. Второе - это то, что произошла деэскалация конфликта. Интенсивность боевых действий значительно снизилась, мы несем меньшие потери - и материальные в плане боезапаса, и в плане меньших жертв. Хотя и достижений никаких ни военных, ни политических мы не имеем", - говорит эксперт.

Между тем внутри Европейского союза распространяются инициативы по поиску взаимопонимания с Россией и возобновления некоторого сотрудничества - до выполнения ею минских соглашений. Российская дипломатия и так называемые "друзья Путина" в ЕС упорно работают над тем, чтобы убедить международное сообщество, что минские соглашения срывает Украина.

"В первую очередь президент Украины должен дать ответ западным партнерам, почему он подписал эти соглашения. Почему он взял на себя обязательства, которыми превысил свои полномочия как президента. Он подписался под обязательствами, гарантирующими, что Верховная Рада в такие-то сроки примет изменения в Конституцию, но он не имеет законных возможностей влиять на решение Верховной Рады. Поэтому при разговоре с западными партнерами у них есть совершенно сильный аргумент: вы же подписались под этими соглашениями, то, пожалуйста, выполняйте", - отмечает Алексей Мельник.

В свою очередь Григорий Перепелица также считает, что Украине не следует соглашаться на предложения одностороннего выполнения своих обязательств для поощрения России к выполнению своей части сделки.

"Соглашение фактически на одно: на смену Конституции Украины, предоставление особого статуса Донбасса, а это станет прецедентом и фактически запустит процесс федерализации Украины, что будет, собственно, разрушением ее конституционного строя и в конце концов приведет к распаду государства. Что, собственно, и является целью гибридной войны Путина", - считает эксперт.

Независимый российский политолог Дмитрий Орешкин называет события на Донбассе естественным процессом сецессии, то есть отделение территорий, и его не остановить никакими договоренностями. Он прогнозирует, что полного и легального истечения этого конфликта не будет, как, например, не исчерпан конфликт между Северной и Южной Кореями или между северной и южной частями Кипра. Российский политолог предлагает Украине ментально смириться с потерей части своей территории и двигаться дальше в направлении построения нормальной европейской страны. А минские договоренности, по его мнению, со временем сойдут на нет.

"Мне кажется, что как обычно в подобных случаях, мирный процесс исчерпывается из-за того, что ни у одной, ни у другой стороны нет ни сил, ни желания что-то делать. Так же как постепенно свелся на нет женевский процесс по Южной Осетии и Абхазии: о нем никто не вспоминает, он закончился ничем. Вот так примерно и минский процесс закончится ничем. Потому что ни Украина, ни Россия никогда не договорятся на словах. А на деле ни у одной, ни у другой стороны нет достаточного количества ресурсов, чтобы пытаться продолжать войну или что-то подобное", - прогнозирует российский политолог.

Минский процесс часто называют безальтернативным. Алексей Мельник из Центра Разумкова настаивает, что следует различать минский процесс и "Минск-2". 

Он считает, что на сегодняшний день нет лучшей альтернативы минскому процессу, то есть работе трехсторонней контактной группы, касающейся вопросов безопасности, разминирования территорий, гуманитарных вопросов, освобождения пленных. 

Такой формат имеет право на существование до тех пор, пока стороны не вернутся за стол переговоров и не будут подписаны другие соглашения, которые бы могли действительно рассматриваться как сделки по урегулированию конфликта. Он назвал несколько возможных вариантов поиска путей урегулирования.

"Один из вариантов - формат подписантов Будапештского соглашения. Также это может быть формат "Женева плюс". В любом случае было бы целесообразно, чтобы Европа, Европейский союз был представлен как организация, а не только двумя столицами - Берлином и Парижем. Есть более важная ключевая проблема, которую сейчас вряд ли удастся быстро решить: это то, что Россию должны посадить за стол переговоров как сторону конфликта. Это абсурдная ситуация, когда вроде все понимают, кто стоит за сепаратистами на Донбассе, кто им поставляет оружие, и при этом продолжают делать вид и вести публичный диалог с Россией как с арбитром. Как компромиссный вариант можно просмотреть текст этих минских соглашений и расположить все в логической хронологической последовательности, где на первом месте должны быть вопросы безопасности мероприятия: прекращение огня, отвод вооружений, разоружения всех незаконных формирований, вывод иностранных войск. При этом важно указать, название государства, иностранные войска которого должны быть выведены, передачу контроля над границей и поставить выборы только как последний шаг на пути урегулирования конфликта", - говорит Алексей Мельник.

Новый толчок процессу выполнения минских соглашений и урегулированию конфликта может предоставить первая в этом году встреча глав МИД стран нормандского формата, которая состоится 13 февраля в рамках 52-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Директор департамента политики и коммуникаций МИД Украины Алексей Макеев отметил, что проблема минских соглашений заключается в "дерзком невыполнении их со стороны России", на чем главным образом и делает упор украинская сторона во время встречи руководителей внешнеполитических ведомств четырех стран.

"Наши основные положения: первое - безопасность. Растет количество обстрелов, Россия продолжает завозить на территорию Украины оружие и патроны, проводит тренировки своих вооруженных сил вместе с боевиками на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей, а также на собственной территории вблизи границы с Украиной. Это все не способствует безопасности, это все является дерзким нарушением минских договоренностей, и у нас есть все доказательства для этого. Вторая важная тема - это ситуация с заложниками. В минских договоренностях было четко указано, что нужно обменять всех незаконно задержанных лиц и заложников по принципу "всех на всех". Речь идет о судьбах людей, наших сограждан, удерживающихся боевиками, и этому надо положить конец", - заявил Алексей Макеев.

Он также выразил убеждение, что Мюнхенская конференция по вопросам безопасности, в которой ожидается участие многих лидеров мировых держав, станет хорошей платформой для продвижения инициативы Украины о создании новой переговорной площадки по вопросам деоккупации Крыма.

Последние новости