8 января 2016, 13:44

СМИ: политическая стратегия Эрдогана - дружба с Саудовской Аравией и Израилем

Власти Турции направили все свои усилия на урегулирование конфликта с Израилем, которые разгорелся в 2010 году из-за захвата судна "Мави Мармара".

СМИ: политическая стратегия Эрдогана - дружба с Саудовской Аравией и Израилем

Впервые за многие годы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил на прошлой неделе, что Турция нуждается в дружбе с Израилем, как с соседом по региону, передает "Российский диалог".

Кроме того, Эрдоган укрепил союз своей страны с Саудовской Аравией путем установления стратегического партнерства между двумя странами. Его преимуществом является то, что региональные союзники США, в число которых входят Саудовская Аравия, Израиль и страны Персидского залива, недовольны нынешней политикой США на Ближнем Востоке. Она расценивается, как слабый подход, ориентированный на умиротворение иранских амбиций в данной области.

Администрация президента США Барака Обамы рассчитывает на помощь Ирана в ослаблении обеспокоенности по поводу возможной ядерной агрессии Израиля и в том, чтобы усадить президента Сирии Башара Асада за стол переговоров. Однако саудовские и израильские чиновники, наряду с официальными представителями арабских стран, недовольны этим подходом, так как считают, что амбиции Ирана в регионе ставят под угрозу их национальную безопасность.

Вслед за решением короля Саудовской Аравии Салмана разорвать дипломатические связи с Ираном, саудовский представитель в Вашингтоне сказал The Associated Press в понедельник следующее: "Каждый раз, когда Иран что-то делает, Соединенные Штаты идут на попятный." И в его заявлении, безусловно, есть здравый смысл, поскольку на прошлой неделе администрация США отступила в своем решении о введении новой волны санкций против Ирана за его последние испытания баллистических ракет, полностью игнорирующие запрет Организации Объединенных Наций на проведение таких действий.

Возможно, более сильная озабоченность вызвана тем, что Белый дом также держали публику в неведении по поводу недавнего столкновения эсминца Harry S. Truman с иранским батальоном в Ормузском проливе. Иранцы пытались спровоцировать ответную реакцию США, запустив ракету, которая прошла примерно в 1370 метрах от корабля.

Даже либеральные круги США, в том числе The New York Times, задаются вопросом о том, нужна ли США Саудовская Аравия в качестве регионального союзника, если Иран, другая теократическая держава, неоднократно совершавшая грубые нарушения прав человека, становится более сговорчивым. Разумеется, те, которые считают, что Иран будет гарантом мира на Ближнем Востоке не понимают обеспокоенности арабов и амбиций Ирана.

Иран уже поддержал Асада и эффективно захватил иракские государственные механизмы с помощью своих генералов и советников. Йемен пребывает сейчас в ужасающем состоянии именно из-за иранских провокаций, которые подтолкнули к вмешательству Саудовскую Аравию.

Согласно исследованию Pew Forum, проведенному в 2009 году, во всех странах Персидского залива есть значительное число шиитских меньшинств, которые могут принять агитацию Ирана – 10-15% в Саудовской Аравии, 10% в Катаре, 5-10% в Омане и 10% в Объединенных Арабских Эмиратах. Бахрейн является исключением, поскольку в нем доминирует шиитское население – 65-75%.

Кроме того, Иран вел политику, направленную против усилий Турции по урегулированию курдского вопроса путем переговоров и попытался дестабилизировать иракский Курдистан, настраивая главные оппозиционные партии против регионального правительства Курдистана (РПК) и президент Масуда Барзани, ключевого союзника Анкары. Усилия Ирана по ослаблению умеренной оппозиции Сирии, его абсолютная поддержка ограниченной политики бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики и, наконец, его антипропаганда семьи Эрдогана также мало привлекают Анкару к Тегерану.

Естественно, израильское правительство недовольно урегулированием иранского ядерного вопроса и обеспокоено ростом влияния Ирана в регионе. Также оно встревожено военным присутствием России в Сирии, которая уже наладила способы передачи современного оружия поддерживаемой Ираном Хезболле. Именно поэтому Анкара выступила с инициативой нового сближения и решила отложить на второй план менее важные разногласия с Израилем и Саудовской Аравией.

Третий шаг Турции может быть связан с Египтом. Режим президента Абделя-Фаттаха эль-Сисси уже выразил свое желание восстановить отношения с Анкарой. На прошлой неделе министр иностранных дел Египта Самех Шукри заявил, что надеется на нормализацию отношений между двумя странами, "которая является необходимостью."

Кроме того, смягчение приговоров нескольких членов группировки Братья-мусульмане, которое Египет совершил в понедельник, удовлетворил ключевое требование Эрдогана, что является одной из предпосылок для нормализации отношений.

Последние новости