4 января 2016, 17:59

"Я заработал денег, а дальше пусть сами разбираются": белорусский наемник о войне на Донбассе

Не смотря на то, что в Беларуси на официальном уровне карается участие граждан страны в боевых действиях на Донбассе на стороне террористов, очень много белорусов воюет в пророссийских бандформированиях "ЛНР" и "ДНР". Наемники не скрывают, что экономическая ситуация в их стране сейчас оставляет желать лучшего. А потому возможность "повоевать и отстоять" мир Путина на оккупированном Донбассе многие принимают с радостью. Ведь за несколько месяцев наемничества, они получат деньги, которые в самой Беларуси будут тяжко зарабатывать годами. И совсем не важно, что многие из наемников вообще не знают, кто такой Бандера, что такое Украина, и за чьи деньги они убивают мирных украинцев.

"Я заработал денег, а дальше пусть сами разбираются": белорусский наемник о войне на Донбассе

Автобусом из Беларуси — на уличные беспорядки "Антимайдана" в Донецк. Интервью с белорусом-участником донбасской "командировки".

Официальные встречи, саммиты с украинским руководством президент Беларуси Александр Лукашенко пытается повернуть в свою пользу, заверить украинских партнёров в том, что Беларусь считает Украину целой и неделимой. Беларусь не выпускает географические атласы с перекрашенным в российские цвета Крымом, но параллельно государственные книжные магазины покупают атласы, выпущенные в Москве, где Крым уже в "триколоре".

Председатель Комитета Государственной Безопасности Беларуси Валерий Вакульчик на словах предупреждает наёмников с обеих сторон об ответственности и говорит:

"Когда есть доказательства того, что человек участвует в боевых действиях на Донбассе как наёмник, то есть получает за это деньги, то он подлежит ответственности по статье 133 Уголовного Кодекса Республики Беларусь "наёмничество". Вы понимаете, что люди едут туда убивать других, а позже они приезжают сюда и будут среди нас. Как мы должны к этому относиться?"

Но на самом деле, как это часто бывает в Беларуси времён Лукашенко (а его правление продолжается уже 21 год), слова чиновника даже такого высокого ранга расходятся с реальностью.

Точно известно только о паре случаев, когда на сепаратистов-белорусов так называемых "ДНР" и "ЛНР" заводились уголовные дела, но при этом до сих пор никто из официальных лиц КГБ не выступил по данному поводу.

Например, уголовное дело завели на Наталью Красовскую из Борисова (город неподалеку от Минска).

Что символично, она пошла на эту войну под красно-зелёным официальным флагом, который Лукашенко вернул с советских времён на неконституционном референдуме. Родных Красовской предупредили об ответственности сепаратистки, на этом всё закончилось. Затем была информация об убийстве Красовской, но она вскоре была опровергнута.

В то же время добровольческий отряд "Пагоня", который сражается на стороне правительственных войск за целостность Украины, носит исторического герба Беларуси, который сегодня почти запрещён в стране. За него людей сажают на несколько суток в тюрьму и как минимум могут не пустить на футбольный матч и дать штраф за якобы "ненормативную лексику".

Бойцы используют также исторический бело-красно-белый флаг Беларуси — вот как раз они подверглись основному преследованию со стороны КГБ. После того, как об участии в боевых действиях узнавали белорусские спецслужбы, на многих квартирах ребят проводились обыски, родители воинов были предупреждены, что детей после возвращения в родную Беларусь ждут проблемы.

Из города Орша на востоке Беларуси на востоке Украины воюет один из боевиков "Новороссии" Андрей Шинкевич.

Диверсант-инструктор и кинолог был членом Сил специальных операций Вооруженных Сил Республики Беларусь, гвардейского отдельного отряда специального назначения. Этот белорусский офицер ходил воевать за российских оккупантов и раньше: в 2008 году он воевал против Грузии. Теперь находится в российском лагере на востоке Украины.

Информацию о нём можно найтина сайте "Миротворец", а сам Шинкевич не скрывает своей деятельности, пишет о ней в социальных сетях. Как следует из последних записей, лагерь боевиков он не покинул и продолжает выступать на стороне террористов.

Несколько человек из разных городов Беларуси посещали Украину ещё во время пророссийских митингов. Нам в белорусской Орше удалось встретиться с одним человеком, который принимал активное участие в этих митингах. Встреча проходила на условиях строгой анонимности, в отдалённом районе города, бывший помощник сепаратистов вначале отказывался от интервью, но потом согласился — на своих условиях.

- Вы принимали участие в пророссийских митингах в Украине после киевского Майдана. Зачем?

— Я думал, что смогу повлиять на то, чтобы радикальные националисты не захватили власть повсюду. Пусть уже была бы Россия, только не киевская хунта. Вы меня возможно не поймёте, но я воспитан на русском языке, культуре, считаю, что белорусы, украинцы — братья россиян. И националисты хотят разделить нас. Хотя если совсем откровенно, если бы не деньги, я бы не поехал никуда. Дело в том, что в Беларуси сейчас много проблем, по телевизору показывают, как Лукашенко выстроил экономику, а прежде всего в Орше немного работы, тем более такой, которая бы нормально оплачивалась. У меня семья, её нужно кормить. Вот я решил поехать, а что делать?

- Куда именно вы выезжали?

— Автобусы, набранные в Беларуси, ехали в разные города, мы, например, в Донецк. Мы приезжали сразу на митинг, нам раздавали флаги России, были уже и флаги "ДНР". Деньги давали в автобусе, еду выдавали отдельно. Просили поднимать большой шум, реагировать, когда местные отряды футбольных фанатов и националистов побегут на нас. Немного пришлось подраться тогда, но главное, деньги заработали.

- Сколько вам платили и много ли было людей именно из Орши?

— Всем почти одинаково платили, в российских рублях и долларах. О количестве людей не скажу, не хочу распространять эту информацию. Скажу одно: не я один. В основном такие же мужчины, которым надо искать нормальные деньги. А узнали мы о такой возможности от одного нашего знакомого, который долго работал в России и предлагал нам присоединиться к митингам. Поездка на пару дней, и сразу неплохие деньги. Хотя бы можно какое-то время за них жить. Сейчас у нас введена ответственность за "тунеядство", надо искать работу, в противном случае нужно заплатить налог на безработицу.

- Вы говорите, что считаете белорусов, украинцев и русских братьями. Почему же вы присоединились к антиукраинской кампании, которую делает Кремль?

— Потому что настоящие украинцы не должны чтить Бандеру и других псевдогероев. Я не настолько идейный сторонник России, но это центр православной веры, Москва долго была столицей. А в Украине уважают тех, кто был против русских.

- В Беларуси также многие были против имперской политики России, но это очевидно.

— Нет, не очевидно. Мы должны быть вместе, просто Россия сильнее, пусть она и будет центром. А мы объединимся вокруг неё. Лучше одна великая держава, чем несколько слабых и маленьких. По крайней мере, пусть бы они были отдельные, но дружили.

- Вы ездили в Украину митинговать за деньги. Представьте, если бы такая ситуация была в родной Беларуси, что бы вы делали?

— Беларусь — другое дело. У нас много людей, кто поддерживает действия России в Украине, а теперь и в Сирии. Много и тех, кто против, кто выступает за Украину. Но я бы не хотел, чтобы митинги проходили в Беларуси, во время них много странного — политтехнологии, непонятные люди из некоторых подразделений. Я в этом мало разбираюсь. Да, мне ясно, что в конфликте на Донбассе Россия принимает самое активное участие, но для меня в приоритете были деньги. Я заработал, а дальше пусть сами разбираются.

- К вам приходили люди из органов? Они знают, что вы там были?

— Нет, только звонили один раз. Но я же не на войну ездил, тогда ещё никто не знал, как пойдёт дело. Только митинги были. На войну я бы не поехал даже за большие деньги, собственная жизнь дороже. После того, как вернулся из Донецка, никто долго не звонил, может через месяц был первой звонок, спросили, кто я и как оказался там. Ответил, что самостоятельно поехал в Украину. Не знаю, поверил они мне или нет, но звонков больше не было. Надеюсь, что и не будет.

Мне хватает проблем с работой сейчас, с поиском нормального места. Было предложение ехать строить АЭС в Островце, но я знаю несколько ребят, работающих на этой стройке, они со мной ездили в Донецк, так они говорят, что там много нарушений и не стоит на такой АЭС работать. Возможно, поеду в Москву. Вообще, нам надо прощаться, я всё сказал, что мог и могу…

Последние новости