13 февраля 2015, 22:24

СМИ: ветеран газеты New York Times умер после интервью со Сноуденом

После общения с экс-шпионом Эдвардом Сноуденом ветеран New York Times Дэвид Карр умер. О чем же он говорил с разведчиком?

СМИ: ветеран газеты New York Times умер после интервью со Сноуденом

Как пишет Газета.ру, за несколько часов до смерти Дэвид Карр, который освещал в СМИ темы культуры и технологий, провел панельную дискуссию с участием Эдварда Сноудена, журналиста Глена Гринвальда, который получил широкую известность после серии публикаций в июне 2013 года в The Guardian на основе раскрытых Сноуденом секретных документов NSA, и Лауры Пойтрас, режиссера фильмов об оккупации Ирака и тюрьме Гуантанамо. Темой этого мероприятия, которое вел Дэвид Карр, стал номинированный на «Оскар» фильм Лауры Пойтрас «Гражданин 4», посвященный Эдварду Сноудену и тому поступку, который он совершил, рассказав о том, как американские спецслужбы ведут тотальную слежку за многими гражданами мира через существующие средства связи.

Сама дискуссия затрагивает темы, которые касаются всего населения мира, живущего в новых условиях глобальной информационной коммуникации, и в СМИ это мероприятие уже назвали ярким завершением жизни Дэвида Карра.

В разговоре с журналистом участники встречи поведали новые подробности произошедшего в 2013 году.

Из публикаций в СМИ может показаться, что действия бывшего системного администратора NSA были полностью осмысленны и продуманны. В документальном фильме и в интервью Эдвард Сноуден и Глен Гринвальд рассказывают, что не просто ожидали ареста в любое время (более того, арест казался им неизбежным финалом, и вопрос был лишь в том, успеют ли они закончить начатое), но и вообще не были до конца уверены, а взволнует ли общество факт раскрытия секретного глобального наблюдения.

По их словам, все произошедшее — это результат невероятного счастливого стечения обстоятельств.

Во время интервью был показан фрагмент фильма, где во время разговора с журналистом в номере отеля в Гонконге внезапно начинает звонить пожарная сигнализация. Сноуден объясняет, что спецслужбы стараются не производить аресты в номерах и всячески пытаются выманить объект из номера, поэтому сомнений в том, что «вот оно, началось», у участников встречи даже не возникало. Однако, позвонив портье, Сноуден выяснил, что это всего лишь случайное совпадение и отель просто тестирует систему предупреждения о пожаре.

Сноуден рассказал, что был очень удивлен, что его паспорт был аннулирован во время перелета в Москву, потому что, как он считал, это было самое неудобное место, чтобы предпринимать какие-то меры против него, и гораздо эффективнее было действовать в Латинской Америке или Гонконге. Ведь, несмотря на все принимаемые меры предосторожности, в данных о перелете журналиста The Guardian содержалась вся информация, чтобы отследить его.

Бывший сотрудник NSA говорит, что этому может быть только одно объяснение — спецслужбы были в панике и не понимали, что делать.

Единственный способ для всех участников раскрытия информации NSA воспользоваться этой удачей заключался в том, чтобы скорее стать как можно более широко известными.

Надо сказать, что и Сноудену, и Гринвальду, и консулу Эквадора Фиделю Нарваэсу, который выдал беглецу транзитные документы в аэропорту Шереметьево, за что лишился работы, и Саре Харрисон, сотруднице WikiLeaks, которая сопровождала Сноудена на рейсе в Москву, было что терять. На вопрос Карра, понимал ли Сноуден, какой огромный аппарат противостоит ему, тот ответил, что, конечно, понимал, а также осознавал, что его жизнь безвозвратно изменится — он не сможет вернуться домой и встречаться со своей семьей. Его поддерживало и то, что люди вокруг него также готовы пожертвовать многим, а значит, его цель стоит того.

Интересно, что все участники дискуссии отметили, что никто из них не хотел причинить вред своим странам.

Гринвальд говорит о том, что можно дискутировать на тему, хорошо ли наличие глобального наблюдения или плохо, но не подлежит обсуждению то, что общество имеет право знать о том, что наблюдение есть, и иметь возможность принять свои решения и донести свое мнение до властей. Лаура Пойтрас говорит о том, что любой гражданин, если он хочет сохранить в тайне свою частную жизнь, должен иметь возможность скачать бесплатное программное обеспечение, такое как анонимный Tor-браузер и программы шифрования SMS и голосовой связи на мобильных телефонах.

Сноуден соглашается, что, даже если вам нечего скрывать, у вас все равно есть какие-то моменты в жизни, которые вы не хотели бы делать публичными, при этом просто подняв трубку, вы уже отдаете всю информацию NSA, а, как показывает практика, спецслужбы сами не всегда умеют хорошо ее хранить, поэтому надо всегда использовать шифрование.

Мол, да, это осложнит выявление и расследование противоправной деятельности, но это не проблема граждан — спецслужбы просто должны лучше работать.

Дэвид Карр удивился: «Зачем же тогда нужно NSA? Пугать президента США?» На это Сноуден ответил, что NSA по большому счету нет дела до того, что думает президент США. «Президент Обама управляет страной восемь лет, а чины NSA делают свою карьеру по 30 лет. Их задача — напугать президента до ужаса, а потом сказать, что раньше он не знал о реальной ситуации, теперь знает и надо изменить свою политику и дать больше полномочий спецслужбам», — сообщил Сноуден.

Экс-сотрудник NSA отметил, что не собирается вредить своей стране и рассекречивать весь тот огромный объем документов, который он вынес со своего бывшего места работы. При этом Сноуден отметил, что такие люди, как он, будут отстаивать права интернет-пользователей.

Последние новости