Сепаратизм и важность компромиссов. Уроки истории
Давайте разберемся, что же такое сепаратизм, и с чем его едят.
Понятие
Прежде всего, нужно отметить тот момент, что нет единого подхода в понимании термина «сепаратизм». Одни исследователи полагают, что под данное определение попадает движение за отделение части территории страны с целью создания нового независимого государства. Другие считают, что сепаратизмом можно считать также и стремление отделения региона с целью включить его в состав другого государства. Третьи же эксперты включают в выше приведенное понятие и политические процессы, которые направлены на то, чтобы увеличить права региона в составе государства или создать автономию. Давайте разберемся с этими подходами. Какой из них является правильным?
Ответ кроется в самом термине французского слово «séparatisme» которое происходит от латинского слова «separatus» - что означает отдельный. Исходя из этого можно сказать, что политический процесс направленный на отделение территории с целью присоединить ее к другому государству можно назвать сепаратизмом с большой натяжкой, так как в случае успеха такого движения регион не будет отдельным, а все равно будет частью государства, пусть и другого. Что же до сторонников создания автономии то есть термин «автономизм», который лучше определяет это понятие и без ненужного негативного подтекста которым наделено понятие «сепаратизм». Кроме того последнее время в сепаратисты стали записывать и сторонников федерализации и даже тех кто выступает за широкую децентрализацию.
В свете выше сказанного представляется, что именно движение, которое ставит своей целью создание независимого государства, наиболее попадает под понятие сепаратизм.
Кроме того не нужно демонизировать само понятие «сепаратизм» на самом деле в истории человечества он сыграл неоднозначную роль… Все зависело от конкретной ситуации…
Голландия и Бельгия
В истории Голландии и Бельгии сепаратистские движения сыграли как позитивную, так и деструктивную роль. Голландия стала независимой благодаря движению за независимость от Испанской империи. Причем нужно отметить, что в правление короля Испании Карла V идеи о независимости не пользовались поддержкой в стране. Императора Карла, уроженца Нидерландов, в стране считали своим, хотя не разделяли его политику особенно многочисленные войны, которые он вел, ведь из-за этого страдала экономика Голландии.
Однако король шел на уступки своим поданным: так он не притеснял протестантов хоть и был католиком и поддерживал власть местной аристократии. Когда же на трон сел сын Карла Филипп II положение резко ухудшилось, выросли налоги, началось преследование протестантов (в Нидерландах господствовал Кальвинизм), началась централизация власти, испанская администрация стала прибирать к рукам все рычаги управления, оттесняя от них местную элиту. По стране прокатился ряд восстаний, которые подавляли испанские войска. Многие вожди голландцев пытались договориться с Мадридом и найти компромисс, но Филипп не хотел их слышать. Лидера умеренных протестующих графа Эгмонда, сторонника переговоров, а не войны королевские власти казнили.
А потом была война, которая очень ослабила Испанию и привела к отделению Нидерландов, хотя некогда цветущая страна оказалась в руинах. Более того, как полагают многие истории именно Революция в Нидерландах создала предпосылки для Тридцатилетней войны, в которую оказались втянуты почти все государства Европы. Мадрид не захотел услышать Амстердам… Возможно будь Филипп II более гибким правителем все сложилось бы по-другому.
А в 1830 году уже король Объединенного королевства Нидерланды Виллем I не захотел услышать чаянья своих подданных из Брюсселя. Король пытался повсеместно ввести нидерландский язык (при том, что на территории будущей Бельгии проживало много франкоязычных людей), не давал свободу слова и был против проведения государственной реформы. Когда на территории Фландрии и в Брюсселе начались акции протестов Виллем I пошел на незначительные уступки и даже отправил своего сына для переговоров, но это ничего не дало, и заговорили ружья. В результате «Битвы за Брюссель» голландские военные потерпели поражение . Бельгия стала независимой.
И вот парадокс истории - придя к власти в Бельгии франкоязычные валлоны стали ущемлять права жителей Фландрии, для которых родной язык Нидерландский. На момент приобретения Бельгией независимости (1830) единственным государственным языком признан французский, хотя, как и в настоящее время, численность фламандцев на тот момент превышала численность валлонцев. Естественной же реакцией на этот языковой «перекос» являлось то, что уже в 1847 году возникает фламандское культурное движение, требовавшее языкового равенства фламандского и французского языков. Французский язык употреблялся повсеместно, став важным инструментом карьерного роста, в то время как фламандский был маргинализирован несмотря на то, что его считало родным около 60 % населения.
Со временем, к языковому вопросу добавились экономические, политические и этнические составляющие. Стал расцветать фламандский сепаратизм. Бельгия оказалась на грани раскола. И правительство страны поняло, что необходимы перемены и что с «языковой борьбой» нужно заканчивать. Брюссель фламандцам шел на уступки неохотно, но все таки шел. В конце 60-х двадцатого века впервые была издана конституция страны на нидерландском языке, а к началу 80-х языки практически уровняли в правах. В 1993 году Бельгия была разделена на регионы по языковому признаку Фламандский, французский и немецкий которые являются субъектами федерации.
Конечно, нужно признать, что не все проблемы между общинами в Бельгии преодолены, но благодаря мудрости политиков и граждан которые смогли найти консенсус, это государство целое и процветающее. Несмотря на то, что многие эксперты уже не одно десятилетие предсказывают Бельгии раскол, эта страна существует потому, что люди научились слышать друг друга.
Противодействие сепаратизму - компромисс
Итак, как мы могли увидеть выше, сепаратистские тенденции набирают силу тогда, когда власть не слышит чаянья жителей отдельных регионов. Ведь сепаратизм не рождается на пустом месте, как любое протестное движение это ответ на какую либо обиду или несправедливость. И если ее вовремя устранить, то можно преодолеть тенденции к расколу.
К примеру, в Турецкой власти из-за нежелания идти на хоть малейшие уступки курдам (курды не признаются отдельной национальностью, их язык запрещен) между турецкими военными и курдским населением Турции идет по сути война более 50 лет. И не удивительно, что среди турецких граждан курдской национальности очень сильны сепаратистские настроения. Они даже во сне видят независимый Курдистан, написал в 70-е годы один немецкий журналист.
Другой пример Квебек. В этой франкоязычной провинции уже несколько раз проходил референдум о независимости от Канады и каждый раз большинство жителей высказывалось против. Почему? Просто федеральная власть слышит Квебек. Французский, как и английский имеет в Канаде статус официального, хотя это тоже далось не просто, англоязычные политики долго упирались, в конце концов, когда перспектива отделения Квебека стала реальностью они пошли на уступки. Кроме того Квебек имеет широчайшие полномочия в вопросе самоуправления.
Есть только один способ для преодоления сепаратистских тенденций - это слышать друг друга. Центральная власть должна слышать и понимать чаянья протестующих в регионах, протестующие должны слышать, что говорит власть и тоже быть готовыми к компромиссам. Использование оружия не приносит хороших результатов, достаточно посмотреть на Турцию и курдов. А все потому, что в Анкаре нет политической воли найти консенсус , а его всегда можно найти было бы желание и воля…
Максим Андреев