4 августа 2017, 13:35

Ядро Солнца вращается в 4 раза быстрее, чем его поверхность, – кадры

На основании данных Солнечной и гелиосферической обсерватории НАСА (SOHO) исследователи Солнца нашли доказательства сейсмических волн на поверхности Солнца. Зафиксированные низкочастотные волны являются следствием вращение ядра, состоящего из горящего водорода.

Ядро Солнца вращается в 4 раза быстрее, чем его поверхность, – кадры

Рентгеновские лучи высокого спектра, снятые ядерным спектрографическим матричным телескопом НАСА (NuSTAR), показаны на верхней фотографии синим; рентгеновские лучи низкого спектра, снятые японским космическим спутником Hinode, зеленые; экстремально-ультрафиолетовые лучи, снятые Динамической солнечной обсерваторией НАСА (SDO), на схеме желтые и красные.

Все три телескопа сделали снимки Солнца в один и тот же день – 29 апреля 2015 г.

Так же как сейсмологи используют сейсмологические следы на поверхности Земли, чтобы изучать внутреннюю структуру нашей планеты, гелиофизики используют результаты гелиосейсмологии, чтобы исследовать внутреннюю структуру Солнца, отслеживая траектории волн, движущихся по всей звезде. Если на Земле происхождение сейсмической волны обусловлено каким-то событием внутри земной коры, то на Солнце явления на поверхности всегда зависят от кольцевых движений конвекторной природы внутри гигантского газообразного ядра. Высокочастотные волны, называемые также волнами сжатия (п-волны), легко регистрируются как колебания через звуковые волны на поверхности. Колебания же, исходящие из ядра (так называемые г-волны), не имеют четких следов на поверхности Солнца и обнаружить их достаточно тяжело.

"Колебания солнечной поверхности подобны звуковым волнам, но гравитационные волны Солнца тоже есть, они направлены горизонтально, подобно волнам в море," – говорит доктор Эрик Фоссат, астроном обсерватории Лазурного берега (Франция). – Мы искали эти неуловимые волны на Солнце более 40 лет".

Доктор Фоссат со своими коллегами использовал материалы более 16 лет, накопленные обсерваторией SOHO. Таким образом они выявили следы г-волн в легко обнаруживаемых п-волнах. В частности, они впервые смогли измерить так называемые п-модальности гравитационных волн, заключающиеся во времени, необходимом акустической волне для прохождения из ядра на поверхность Солнца и назад.

Результатом этих измерений стало, в том числе, открытие того факта, что ядро Солнца совершает одно вращение в неделю, это в четыре раза быстрее, чем вращается поверхность и промежуточные слои нашей звезды. Внутри Солнца есть турбулентная зона внешнего излучения и более стабильная внутренняя зона.

Новые факты, подтверждающие вращение ядра Солнца, позволяют увидеть структуру создания Солнца в начале нашей Вселенной: после создания ядра новые слои были замедлены солнечным ветром. Вращение затрагивает также солнечные пятна, чей размер превышает Землю.

Фиксирование сейсмических гравитационных волн на Солнце – наибольший исследовательский результат научной деятельности обсерватории SOHO за последнее десятилетие.

По материалам Astronomy & Astrophysics, перевод редакции "Диалог.UA"

Ранее "Диалог.UA" писал о том, что НАСА зафиксировало на Солнце пятно, которое по размеру гораздо больше Земли.