11 августа 2014, 13:21

​Киев поделится налогами с регионами

Кабинет министров на прошлой неделе одобрил законопроект, касающийся очередных изменений в бюджетный кодекс, и внес его в парламент.

​Киев поделится налогами с регионами

Документом, разработанным экспертами Министерства финансов, в частности, предусмотрено «определение новой модели финансового обеспечения местных бюджетов и межбюджетных отношений».

В Минфине считают, что принятие законопроекта позволит решить главный вопрос внутренней политики любого государства, лежащий в основе многих проблем Украины, – отношений центра и регионов. А еще проще – кто за что платит.

По уверению чиновников, законопроект позволит обеспечить бюджетную автономию и финансовую самостоятельность местных бюджетов, а также закрепить за местными бюджетами стабильные источники доходов и расширить доходную базу местных бюджетов.

Концепция реформы финансов местного самоуправления, положенная в основу изменений в кодексе, была разработана еще в апреле.

Более ста страниц сравнительной таблицы изменений к бюджетному кодексу говорят о большой проделанной работе за последние четыре месяца, и о желании власти поставить точку в вопросе, кто кого будет кормить в поствоенной экономике.

Так появилось понятие базовой дотации вместо дотации выравнивания. Абстрактные инвестиционные программы уступили место капитальным вложениям. Канули в Лету и так называемые корзины доходов.

Вместе с тем правительство вводит понятие временно свободных средств единого казначейского счета, которые планируется пускать на депозиты или приобретение государственных ценных бумаг.

Предлагается распространить государственные и местные гарантии для реализации инвестиционных проектов, при этом предельный объем гарантированного государственного долга не должен будет превышать 5% дохода бюджета.

При составлении прогноза госбюджета Кабмин предлагает отказаться от цифр обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, ограничившись абстрактными показателями валютно-курсовой политики НБУ.

Перераспределение доходной части госбюджета

Государство предлагает оставить центру 25% налога на доходы физлиц (с Киева возьмут 80%), 90% налога на прибыль (сейчас он весь уходит в казну), плату за использование недр общенационального значения (сейчас 50%).

Территориальные общины смогут рассчитывать на 60% налога на доходы физлиц, 10% налога на прибыль предприятий, плату за административные услуги, увеличение экологического налога с 35 до 80%. Кроме того, местные власти будут распоряжаться новым двухпроцентным сбором с розничной продажи подакцизных товаров и поступлениями от запланированного налогообложения коммерческого имущества.

По подсчетам авторов документа, рост ресурса местных бюджетов составит около 23,4 млрд гривен. При этом большие надежды возлагаются на некий синергетический эффект, который позволит увеличить местные бюджеты в 2-3 раза.

Кроме неочевидных «пряников», регионы получат под свою финансовую ответственность ряд объектов в образовательной, медицинской и культурной сфере. Предусмотрены и предпосылки для создания муниципальной милиции.

Дополнительные трансферты

В проекте также предусмотрен ряд новых трансфертов: образовательная субвенция, субвенция на подготовку рабочих кадров, медицинская субвенция, на обеспечение медицинских мероприятий.

В целом законопроект устанавливает новую систему выравнивания доходов между регионами в зависимости от уровня доходов на одного жителя. Эта система будет касаться только налога на прибыль и на доходы физлиц. Другие доходы будут оставаться на местах в полном объеме.

Учитывая весомую долю налога на прибыль и на доходы физлиц в бюджетных поступлениях, можно с уверенностью сказать, что финансовая уравниловка и донорство между регионами останутся практически нетронутыми.

При этом государство позволит регионам обслуживать бюджетные средства в коммерческих банках. Но к этим банкам выдвигаются требования на выбор: уставный капитал не менее 10 млрд гривен, или доля государства в уставном капитале банка более 75%, или доля активов банка составляет более 2% от объемов общих активов банков Украины, или более 2% от всеукраинского портфеля депозитов.

Правительство в проекте также предусмотрело расширение собственных полномочий в контексте использования средств, полученных в результате перевыполнения бюджета. Сегодня этот вопрос регламентируется исключительно законом.

В заключительных положениях законопроекта заложен очень неприятный для населения пункт. Правительство, перечеркивая конституционные гарантии социальной защиты населения, переводит в ручной режим выполнение 24 социальных законов, касающихся всевозможных льгот и гарантий. В преддверии возможных парламентских выборов этот пункт может стать камнем преткновения в сессионном зале.

Если анализировать проект в целом, то он не дает полной финансовой независимости регионам, но хотя бы создает предпосылки к ней. И уже традиционно при разработке законопроекта Кабмин не прислушивался к пожеланиям местных элит – государство по-прежнему будет держать железной хваткой финансовые потоки. Такова логика войны и текущей экономической ситуации в стране.

Конечно, 10% налога на прибыль придаст импульс местным властям стимулировать предпринимательство. Хотя ключевая проблема остается не в размере ставки, а в администрировании и общем давлении чиновников на бизнес.

К тому же следует помнить об анонсированных революционных изменениях в налоговой политике – сокращении перечня налогов и их механики взыскания. В ближайшее время Кабмину опять придется переписывать Бюджетный кодекс.

Последние новости