18 декабря 2025, 20:43

Охлаждение экономики отправило в "нокдаун" еще одну отрасль в России

Отрасль автомобильных грузоперевозок и производства грузовиков в России сталкивается с комплексным кризисом.

Охлаждение экономики отправило в "нокдаун" еще одну отрасль в России

Рынок автомобильных грузоперевозок в России переживает кризис: простаивают до 40% грузовиков, тарифы не покрывают реальные расходы, а до 10% компаний находятся на грани банкротства. 

Спрос на перевозки упал на треть

По данным участников рынка, спрос упал примерно на треть по сравнению со средним уровнем 2024 года и до сих пор не восстановился, пишет The Moscow Times.

Хотя, по данным Росстата, тарифы на перевозки выросли на 7,4% по итогам 10 месяцев, перевозчики отмечают обратное: расценки начали падать в начале 2025 года, а расходы на топливо, ремонт и лизинг увеличиваются. К середине года стоимость километра перевозки достигала 66 рублей, а реальные расходы – 82 рубля. В настоящее время тарифы немного восстановились, но этого мало для выхода отрасли из кризисной ситуации.

Волна банкротств 

В материале говорится, что около 7 000 транспортных компаний (7–10% участников) находятся в стадии банкротства или ликвидации. В следующем году еще около 10% компаний окажутся в зоне финансового риска, приближая отрасль к системному кризису.

Главной проблемой остается высокая кредитная нагрузка: ставки по лизингу выросли до 30%, а средний возраст грузовиков в автопарках достиг 23 лет, что препятствует обновлению парка.

Дальше – хуже

Перевозчики прогнозируют дальнейший рост издержек из-за увеличения цен на топливо, ремонт и новые грузовики. Налоговая нагрузка и сборы "Платона" (российская государственная система, взимающая плату с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам) также поднимут стоимость проезда.

Кроме того, увеличение себестоимости перевозок произойдет из-за снижения порога УСН до 20 млн рублей и роста числа плательщиков НДС. По оценкам топ-менеджеров, это приведет к росту тарифов на 15% минимум.

Параллельно снижение спроса на перевозки отразилось на выпуске грузовиков: за 10 месяцев 2025 года производство сократилось на 31,7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Попытки властей РФ поддержать отрасль через ограничения на эксплуатацию китайских тягачей не запустили инвестиций, а повышение утильсбора до 3 млн рублей только увеличит себестоимость техники.

Ранее Dialog.UA сообщал, как российские грузоперевозчики начали открыто жаловаться на то, что китайские конкуренты лишают их заработка. 

Мы также информировали о том, что "Российские железные дороги" фиксирует рекордное падение перевозок и сворачивает стройки века из-за финансовых проблем. 

Автор: Артем Малиновский

Последние новости