Крупнейший перевозчик России съезжает под откос: кризис грузоперевозок вызвал волну увольнений
Война ставит российскую экономику на тормоза: РЖД фиксирует рекордное падение перевозок и сворачивает стройки века.
Россия сталкивается со все большими издержками, вызванными полномасштабной военной агрессии против Украины. Кризис грузоперевозок больно бьет по крупнейшему перевозчику – "Российским железным дрогам", которые столкнулись с глубочайшими финансовыми проблемами за последние полтора десятилетия и готовят массовые сокращения персонала.
По данным российского "РБК", глава компании Олег Белозеров распорядился до 1 ноября подготовить предложения по сокращению персонала, изменению организационной структуры и пересмотру расписания, передает Dialog.UA.
Причина – резкое падение объемов перевозок, рост стоимости кредитов и общее ухудшение экономической ситуации.
Кризис на рельсах
В компании уже действуют ограничения на прием новых сотрудников, сообщил представитель РЖД.
По его словам, цель этих мер – "повышение эффективности" в условиях снижения объема работ.
Еще в августе центральный аппарат и региональные управления отправляли сотрудников в неоплачиваемые отпуска – по два дня в месяц "за свой счет".
Теперь же, по информации "РБК", начинается полное сокращение штата, которое затронет в первую очередь управленческий персонал.
Падение перевозок – худшее за 15 лет
После начала полномасштабного вторжения России в Украину РЖД фиксирует устойчивое падение грузопотока:
–3,9% в 2022 году;
–0,2% в 2023-м;
–4,1% в 2024-м – это рекордный спад за 15 лет.
За девять месяцев текущего года грузоперевозки снизились еще на 6,7% в годовом выражении.
Почти все ключевые категории в минусе:
уголь – минус 2,3%;
кокс – минус 16,2%;
нефть и нефтепродукты – минус 5,3%;
цемент – минус 13,8%;
строительные грузы – минус 13,1%;
зерно рухнуло сразу 26,6%.
"Большие стройки" под нож
Чтобы удержать баланс, компания урезала инвестиционную программу почти на 40% – с 1,3 трлн до 890 млрд рублей, а затем еще на 32,5 млрд.
Под сокращение попали расширение БАМа и Транссиба, закупка локомотивов и модернизация путей.
Фактически, многие масштабные инфраструктурные проекты, которыми Кремль гордился последние годы, заморожены на неопределенный срок.
Прибыль падает в десятки раз
Согласно внутреннему плану, РЖД недополучит 87 млрд рублей из-за сокращения перевозок.
Выручка снизится до 2,71 трлн рублей против плановых 2,8 трлн.
Объем перевозок упадет до 1,205 млрд тонн, что на 3% меньше первоначальных расчетов.
Финансовые результаты выглядят катастрофично:
в 2024 году чистая прибыль РЖД упала в девять раз, до 13,9 млрд рублей;
а за первое полугодие 2025-го – еще в 23 раза, до 2,7 млрд рублей.
Сокращения, заморозка инвестиций и падение грузопотока делают РЖД одним из главных индикаторов системного кризиса российской экономики, который усугубляется санкциями, войной и снижением промышленной активности.
Ранее Dialog.UA сообщал, что главный российский производитель вагонов и военной техники "Уралвагонзавод" переходит на четырехдневку из-за резкого падения спроса и кризиса в железнодорожной отрасли.
Последние новости
Крупнейший перевозчик России съезжает под откос: кризис грузоперевозок вызвал волну увольнений
20:50
Истребитель ВСУ авиабомбой GBU-62 уничтожил российское подразделение БПЛА на Запорожском направлении