17 октября 2025, 20:50

Крупнейший перевозчик России съезжает под откос: кризис грузоперевозок вызвал волну увольнений

Война ставит российскую экономику на тормоза: РЖД фиксирует рекордное падение перевозок и сворачивает стройки века.

Крупнейший перевозчик России съезжает под откос: кризис грузоперевозок вызвал волну увольнений

Россия сталкивается со все большими издержками, вызванными полномасштабной военной агрессии против Украины. Кризис грузоперевозок больно бьет по крупнейшему перевозчику – "Российским железным дрогам", которые столкнулись с глубочайшими финансовыми проблемами за последние полтора десятилетия и готовят массовые сокращения персонала. 

По данным российского "РБК", глава компании Олег Белозеров распорядился до 1 ноября подготовить предложения по сокращению персонала, изменению организационной структуры и пересмотру расписания, передает Dialog.UA.

Причина – резкое падение объемов перевозок, рост стоимости кредитов и общее ухудшение экономической ситуации.

Кризис на рельсах

В компании уже действуют ограничения на прием новых сотрудников, сообщил представитель РЖД.

По его словам, цель этих мер – "повышение эффективности" в условиях снижения объема работ.

Еще в августе центральный аппарат и региональные управления отправляли сотрудников в неоплачиваемые отпуска – по два дня в месяц "за свой счет".

Теперь же, по информации "РБК", начинается полное сокращение штата, которое затронет в первую очередь управленческий персонал.

Падение перевозок – худшее за 15 лет

После начала полномасштабного вторжения России в Украину РЖД фиксирует устойчивое падение грузопотока:

–3,9% в 2022 году;

–0,2% в 2023-м;

–4,1% в 2024-м – это рекордный спад за 15 лет.

За девять месяцев текущего года грузоперевозки снизились еще на 6,7% в годовом выражении.

Почти все ключевые категории в минусе:

уголь – минус 2,3%;

кокс – минус 16,2%;

нефть и нефтепродукты – минус 5,3%;

цемент – минус 13,8%;

строительные грузы – минус 13,1%;

зерно рухнуло сразу 26,6%.

"Большие стройки" под нож

Чтобы удержать баланс, компания урезала инвестиционную программу почти на 40% – с 1,3 трлн до 890 млрд рублей, а затем еще на 32,5 млрд.

Под сокращение попали расширение БАМа и Транссиба, закупка локомотивов и модернизация путей.

Фактически, многие масштабные инфраструктурные проекты, которыми Кремль гордился последние годы, заморожены на неопределенный срок.

Прибыль падает в десятки раз

Согласно внутреннему плану, РЖД недополучит 87 млрд рублей из-за сокращения перевозок.

Выручка снизится до 2,71 трлн рублей против плановых 2,8 трлн.

Объем перевозок упадет до 1,205 млрд тонн, что на 3% меньше первоначальных расчетов.

Финансовые результаты выглядят катастрофично:

в 2024 году чистая прибыль РЖД упала в девять раз, до 13,9 млрд рублей;

а за первое полугодие 2025-го – еще в 23 раза, до 2,7 млрд рублей.

Сокращения, заморозка инвестиций и падение грузопотока делают РЖД одним из главных индикаторов системного кризиса российской экономики, который усугубляется санкциями, войной и снижением промышленной активности.

Ранее Dialog.UA сообщал, что главный российский производитель вагонов и военной техники "Уралвагонзавод" переходит на четырехдневку из-за резкого падения спроса и кризиса в железнодорожной отрасли. 

Автор: Артем Малиновский

Последние новости