Мечта Путина рухнула: росСМИ рассказали, что с промышленностью РФ
Все громкие обещания Путина создать "независимую авиацию" оказались пустыми словами: российские самолёты так и не смогли обойтись без иностранных комплектующих.
В России официально признали, что так называемое импортозамещение, которым Кремль хвастался все годы войны, провалилось. На форуме "Иннопром" гендиректор АО "Аэрокомпозит" Анатолий Гайданский открыто заявил: отечественные подшипники и электронная компонентная база для самолетов не существуют в нужном качестве.
"Наши подшипники даже близко не стоят к тем, которые нужны авиационной промышленности", — признал Гайданский.
Эти признания ставят под сомнение не только фантазии об "импортонезависимых самолётах", но и саму возможность массового производства, о котором Путин говорил ещё в 2023 году, обещая выпустить тысячу самолётов к 2030-му.
Но ситуация шире и гораздо хуже, поскольку почти вся продукция российской промышленности выглядит как старый металлолом и не способна заменить западные образцы.
Отказ Запада и тупик с "Байкалом"
После начала полномасштабного вторжения в Украину западные компании ушли из проектов, а попытки заменить их комплектующими из России или стран Азии зашли в тупик. Характерный пример — самолёт "ЛМС-901 Байкал". Когда-то его называли заменой легендарному Ан-2, но проект застрял на стадии прототипов. Первые образцы собирались с американскими двигателями. После ухода иностранных поставщиков "Байкал" остался без ключевых деталей и перспектив.
Вице-премьер РФ Мантуров признал, что проект переносится минимум на 2026 год. А в мае 2025-го полпред президента Юрий Трутнев заявил: "Работа зашла в тупик".
Импортозамещение на бумаге
С момента первых санкций в 2014 году Россия декларировала курс на создание собственной промышленной базы. Однако реальных успехов почти нет. В 2023-м российские компании купили два отечественных борта, а в 2024-м — ни одного.
Доля собственной электроники и высокотехнологичных компонентов по-прежнему минимальна, а большинство проектов выживают за счёт комплектующих из Китая. Эксперты отмечают, что ни одно сложное производство не удалось наладить полностью без иностранной помощи, а себестоимость "импортозамещённых" проектов оказывается в разы выше.
Иллюзия независимости
Авиационный эксперт Андрей Меньшенин подчеркивает: даже если удастся заместить 99 компонентов из 100, один оставшийся всё равно блокирует выход самолёта в небо. По его словам, все российские программы упираются в один и тот же барьер: отсутствие кадров, технологий и реального опыта массового производства.
"Самолет вроде бы нужен, но у него нет шансов стать массовым. Как коммерческий проект он нежизнеспособен", — пояснил эксперт.
Обвал российских надежд
Пока Путин публично обещает покорить мировую авиацию, российская промышленность с трудом справляется даже с задачами, которые в Европе или США воспринимаются как базовые. "Импортозамещение" в России — это миф, который с треском разваливается при столкновении с реальностью: страна, которая собирается выпускать тысячи самолётов, в 2025 году всё ещё не способна произвести элементарные подшипники.
Ранее Dialog.UA сообщал, что нефтяная промышленность РФ медленно, но уверенно скатывается в бездну: падение экспорта тянет вниз добычу "черного золота".