10 июля 2025, 19:29

​Вместо 900 тысяч платишь 2,5 миллиона: как пошлины в РФ съедают автомобильный рынок

В России пошлины и сборы на китайские автомобили стали настолько высокими, что их сумма превышает себестоимость самих машин.

​Вместо 900 тысяч платишь 2,5 миллиона: как пошлины в РФ съедают автомобильный рынок

Импорт китайских автомобилей стал для российского бюджета куда выгоднее, чем производство машин внутри страны.

Об этом сообщили российские СМИ, ссылаясь на отчет ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), передает Dialog.UA.

При ввозе машин из Китая до 40% их розничной стоимости составляют различные пошлины и сборы. В то же время цена самого автомобиля редко превышает 35% от конечной суммы.

Яркий пример — седан Jetta VA3. На рынке он продается за 2,5 миллиона рублей, тогда как его фактическая стоимость на заводе — около 900 тысяч. Остальная часть — это таможенные пошлины, акциз, НДС и утилизационный сбор, которые вместе составляют более миллиона рублей. Еще 350 тысяч уходит на логистику, а прибыль дилера и дистрибьютора достигает 280 тысяч. И все это россияне оплачивают из своего кармана.

В краткосрочной перспективе власти получают больше доходов от таких импортных схем, чем от локального производства, которое остается малоприбыльным. Российские заводы работают с минимальной операционной маржой — в районе 5%. На продаже базовой Lada Granta предприятие зарабатывает всего около 35 тысяч рублей, а на модели Lada Vesta — примерно 109 тысяч.

Доля АвтоВАЗа на рынке за 2024 год упала с 31 до 27 процентов, несмотря на государственные субсидии. При этом значительная часть автомобилей, собираемых в России, производится из зарубежных комплектующих — в основном из Китая и Турции. Самой локализованной остается Lada Granta, но даже она состоит из российских деталей лишь на 45,7%.

Государство, тем не менее, продолжает вкладывать огромные средства в поддержку автопрома. В 2025 году субсидии для автозаводов вырастут до 818,9 миллиарда рублей — это в 2,3 раза больше, чем в 2024-м. А в 2026 и 2027 годах объем господдержки вырастет еще больше — до 1,14 и 1,38 триллиона соответственно. Эти деньги направят на компенсацию производственных затрат и скидок покупателям.

Несмотря на такую щедрую поддержку, отечественные бренды теряют позиции. Покупатели за 2024 год потратили на автомобили Lada 547,3 миллиарда рублей, но китайская Geely практически догнала лидера — на ее машины россияне потратили 524,5 миллиарда.

Импорт ударил и по рынку грузовиков. Заместитель гендиректора "КамАЗа" Михаил Матасов сообщил, что прогноз продаж тяжелой техники на 2025 год снизили с 80 до 45-50 тысяч единиц.

Игроки отрасли убеждены: без прямых субсидий и компенсаций скидок производителям удержать рынок будет невозможно. Обсуждение таких мер уже идет, но даже в случае их принятия конкуренция с Поднебесной для российской промышленности останется крайне жесткой.

Ранее Dialog.UA сообщал, что тысячи россиян после ухода западных автобрендов "клюнули" на "дубайскую схему" и поплатились.

Мы также писали, что авторынок уходит в крутое пике: эксперты прогнозируют России большой спад.

Автор: Татьяна Шевченко

Последние новости