17 декабря 2015, 08:36

Продолжительность антироссийских санкций шокирует, но политика ЕС ближайшее время не изменится, - Forbes

В политической сфере и в СМИ, в которых, судя по всему, часто наблюдается тяжелый случай синдрома дефицита внимания (когда герои и злодеи появляются и исчезают с поразительной скоростью), продолжительность введенных Евросоюзом антироссийских экономических санкций почти шокирует.

Продолжительность антироссийских санкций шокирует, но политика ЕС ближайшее время не изменится, - Forbes

Впервые введенные в марте 2014 года — а затем за все это время неоднократно усиленные и утверждавшиеся на новый срок — санкции Евросоюза стали для российской экономики причиной реальных неприятностей и трудностей. По моим оценкам, наиболее болезненными мерами с точки зрения их воздействия на среднего россиянина стали, вероятнее всего, “самосанкции”, которые Россия ввела против себя самой, но ЕС, бесспорно, осложнил и без того уже нелегкую экономическую ситуацию и стал для многих российских граждан причиной множества бессонных ночей. Иначе говоря, если целью было “заставить Россию заплатить” за авантюризм в Украине, то европейские санкции сработали довольно хорошо.

Однако, как это видно по непрекращающемуся экономическому кризису в еврозоне, институты, которые вырабатывают и реализуют общеевропейскую политику, в данный момент пребывают далеко не в лучшей форме. ЕС переживает систематический кризис легитимности, и российский вопрос способствует возникновению разногласий. Иными словами, разные страны ЕС воспринимают русских очень по-разному.

Например, совершенно не ясно, с какой стати такое относительно пророссийское государство, как Венгрия, в вопросе расширения санкций должно быть одного мнения с гораздо более откровенно антироссийской страной вроде Эстонии. Кипр и Польша, Италия и Латвия, Греция и Литва — от этих стран вряд ли можно ожидать, что они будут придерживаться одной и той же “линии” в отношении России. Отмечая эти серьезные различия в исходных мнениях и взглядах, некоторые аналитики высказываются об относительной слабости и недолговечности антипутинской коалиции. Они предсказывают, что, учитывая наметившуюся в последние месяцы разрядку напряженности и то, что после событий в Париже главное внимание сосредоточено на борьбе с терроризмом, санкции, вероятно, приближаются к концу своего естественного жизненного цикла.

Поэтому когда на прошлой неделе премьер Италии Маттео Ренци заявил, что в ближайшие месяцы “пакет санкций будет пересмотрен”, многие люди сочли это предвестником полномасштабного сдвига в политике Евросоюза в пользу России. Российские государственные СМИ, безусловно, обрадовались заявлениям Ренци, и подобное публичное выражение разногласий повергло зарубежных политических ястребов в состояние полного смятения.

Правда, главное право голоса в этих дебатах принадлежит всем известной Ангеле Меркель, а она своего мнения не меняет. В своем заявлении, в котором можно было уловить едва заметный упрек в адрес Ренци за его “самодеятельность”, она подчеркнула, обращаясь к Бундестагу, что “возможное снятие санкций с России связано с полным выполнением минских договоренностей. Этого мы еще не достигли”. Это полностью соответствует всем ее другим заявлениям и действиям за последние полтора года.

Решительность Меркель, разумеется, ничуть не означает, что распри между европейцами прекратятся. В настоящий момент разгорается неприятный спор из-за находящегося на рассмотрении проекта германо-российского газопровода, который, похоже, вызовет немало гневных выпадов. Но пока власти Германии твердо настаивают на необходимости мер против России (с настойчивостью, которая не ослабевает и вряд и ослабнет в будущем), санкции будут сохранены. Они не будут с энтузиазмом восприняты в некоторых скептически настроенных столицах — таких как Афины, Рим и Будапешт — но лидеры соответствующих стран не намерены затевать серьезный и никому не нужный конфликт с Германией ради того, чтобы выручить Россию.

Следовательно, санкции остаются в силе из-за того, что между различными блоками в Евросоюзе на самом деле проводится идеальная политика компромиссов. Многие из восточных стран-членов ЕС хотят активно инвестировать и субсидировать реформы, внедряемые в Украине, а также оказывать ей значительную военную помощь: они хотят резко расширить и увеличить масштабы “восточного партнерства”. С другой стороны, западные страны Евросоюза не хотят заниматься Украиной, считая это бесполезными хлопотами, отвлекающими их от собственных гораздо более серьезных экономических проблем.

В этой крайне поляризованной политической обстановке идея “помогать” Украине, наказывая Россию, в общих чертах устраивает оба лагеря в ЕС. Именно поэтому такая позиция — на первый взгляд нетвердая и способствующая разногласиям — определяет политику ЕС на протяжении почти двух лет, и, несмотря ни на что, в ближайшее время она не изменится.

Ранее сообщалось, что все 28 стран-членов ЕС единогласно одобряют продление санкций против России

Последние новости