9 сентября 2015, 19:59

ИноСМИ: Путин выиграл войну в Украине

Сообщения о войне в Украине соскользнули с первых страниц СМИ. Восемнадцать месяцев назад, когда президент России Владимир Путин захватил Крым, а затем спровоцировал пророссийский мятеж на Донбассе, события в Украине относились к разряду горячих новостей.

ИноСМИ: Путин выиграл войну в Украине

Путина резко осудили и Россию накрыло разрушительными экономическими санкциями. Отношения между Востоком и Западом сильно ухудшились и дипломаты начали предполагать, не станут ли они свидетелями начала новой холодной войны.

Теперь же Украина, как и европейский кризис, потеряла свою актуальность. Одной из причин этого является появление других новостей, начиная неустойчивым положением глобальной экономики и потоком отчаявшихся беженцев из арабских и африканских стран в Европу и заканчивая тревожной подноготной президентской кампании в США. Но есть и другая не менее важная причина. Путин, похоже, выиграл свою маленькую войну в Украине, а его западные критики в бессильной ярости наблюдают за этим со стороны.

Примерно год назад Путин столкнулся с одним из самых важных вопросов своего правления: следует ли пойти на компромисс с украинским президентом Петром Порошенко или открыто ввести свои войска и танки. К большому удивлению многих наблюдателей, украинская армия и террористы, по всей видимости, вели бой не для того, чтобы одержать победу над повстанцами Путина. Видя поражение, Путин отступил на два шага назад, приказав своим войскам перейти границу и начать наступление. Он явно хотел доказать Порошенко и его западным покровителям, что в войне между Россией и Украиной победа будет за Россией.

В течение нескольких недель Путин и Порошенко достигли шаткой договоренности о режиме прекращения огня, который, как и предполагалось, никто не соблюдал. В начале этого года канцлер Германии Ангела Меркель предприняла еще одну попытку провести переговоры о прекращении огня, но она, как и президент Обама, знала, что их исход в значительной степени зависит от того, смогут ли Порошенко и его киевские коллеги получить признание (форма легитимности) лидеров сепаратистов в Донецке и Луганске и предоставить им статус автономии в составе Украины. Для Порошенко это была и есть его горькая ложка дегтя. Ему грозит насильственное противостояние со стороны правых экстремистов, и он вводит хрупкую страну в тяжелое экономическое и политическое положение. Более важным, пожалуй, является то, что он теперь он знает, что ни Германия, ни Америка не будут бороться за Украину. Да, они будут говорить теплые слова поддержки, предлагать скромную финансовую и военную помощь, но не более того.

В таком положении осторожности и отступления Путин медленно, но верно «заморозил» конфликт почти так же, как он сделал это в 2008 году в бывшей советской республике Грузии. Гораздо больше западных лидеров Путин теперь может влиять и, при необходимости, контролировать развитие экономических, политических и дипломатических событий в Украине.

За эту «победу» Путину пришлось заплатить высокую цену. Покачнулась его экономика, пострадала его репутация, а Россия пережила возвращение к былому расстройству государственных устоев и недовольству, что на самом деле распространяется все больше и больше. Но пока что на его позицию в России это не оказало никакого заметного влияния. Кажется, он вполне способен сохранить свой практически диктаторский контроль над политической властью.

Иногда появляется несбыточная мечта волшебным образом переместить Украину в Западную Европу, где она будет процветать в условиях западной демократии с динамично развивающейся экономикой. Она заслуживает такого будущего. Но такое невозможно. У Украины всегда будет общая граница с Россией, как и общая культура, язык и религия. В большей части своего существования Украина была частью России, отделившись в качестве независимой нации лишь в 1991 году, когда распался Советский Союз. Украине неловко живется рядом с Россией, играя роль «ближнего зарубежья», ее заднего двора, и подпадая под ее «сферу влияния». Нравится нам это или нет, но Россия является доминирующей силой в Восточной Европе, и ни одно решение нынешнего кризиса не может быть реализовано до тех пор, пока Россия и Украина не выработают совместный modus vivendi.

Отношение Путина к Украине подобно отношению к ей других российских лидеров. Он не открывает никаких новых горизонтов. Его определение нирваны заключается в славянском союзе между Россией, Белоруссией и Украиной – том, что он называет «исконно русской землей». Киев, столицу Украины, он называет «матерью городов русских», говоря о «стремлении русских, исконной России... древней Руси», поскольку Россия и Украина связаны общей историей, растянувшейся более чем на тысячу лет.

Путин может терпеть независимую Украину до тех пор, пока она «дружественна» по отношению к российским национальным интересам, и, как любой хороший деспот, в определении этой дружбы он доверяет только сам себе. Попутно он намекнул на то, что хотел бы созвать конференцию тиа Ялтинской, на которой он и другие мировые лидеры перекроили бы карту Европы, утвержденную после 1991 года. Это не самая очевидная возможность, но Путин полагает, что это всего лишь вопрос времени. Он уже прижал Украину, в его глазах западные противники выглядят слабыми, разобщенными, продажными и, возможно поэтому готовыми пойти на любое соглашение, какое он только захочет.

По материалам сайта "The Washington Post"..

Последние новости