30 июня 2015, 19:39

Конец отношениям России и Прибалтики: вопрос РФ о законности независимости Балтии

Депутат Федоров просит Генпрокуратуру проверить законность признания независимости стран Прибалтики.

Конец отношениям России и Прибалтики: вопрос РФ о законности независимости Балтии

Генпрокуратура проверит законность признания независимости республик Прибалтики Госсоветом СССР в 1991 г. по запросу депутата Евгения Федорова. Как рассказал парламентарий, запрос был направлен в надзорное ведомство две недели назад. Он надеется, что ответ на это обращение будет аналогичен запросу по Крыму.

Пресс-служба Генпрокуратуры подтвердила получение запроса, который «в настоящее время рассматривается в соответствии с требованиями российского законодательства, как и любое другое поступающее к нам обращение».

Ранее по запросу председателя фракции «Справедливой России» Сергея Миронова Генпрокуратура разъяснила, что решение президиумов Верховных советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР не соответствовало Конституции СССР. Шаги по «юридической оценке и правовому насыщению» событий 1950-х гг. позволят России выстроить систему правовой аргументации процессов присоединения Крыма к России в рамках международных арбитражных и судебных процедур, инициированных Украиной, ранее пояснил «Ведомостям» член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев.

«Если сравнивать с Крымом, то в Прибалтике в 1990 гг. были приняты еще более нелегитимные решения. Горбачев и его команда превысила полномочия, мы хотим это исправить, - говорит Федоров. - Если Генпрокуратура, как и в случае с Крымом, установит, что решения органа РСФСР о независимости Прибалтики ничтожны и не существуют для нас в юридическом плане, выход Прибалтики станет для нас юридически незначим, и это открывает окно для решения правовых вопросов: можно будет через суд не признавать Прибалтику юридически, собрать референдум».

Запрос депутата Федорова следует считать элементом политической риторики, говорит доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский. Он объясняет ее реакцией на политические разногласия с Россией, которые страны Прибалтики выражают в достаточно агрессивной форме.

Политолог Алексей Макаркин замечает, что такой запрос ставит Генпрокуруру в достаточно сложное положение: на самом деле практически все решения о выходе республик из состава СССР не соответствовали действовавшему в тот момент законодательству, поскольку оно предусматривало практически невыполнимую процедуру. Но если прокуратура придет к такому заключению, это будет большой скандал - российскому внешнеполитическому ведомству и так приходится все время доказывать, что мы не хотим ни на кого нападать. Последовательность в этом вопросе приведет к признанию незаконным демонтажа СССР, что вызовет новые претензии, которые могут осложнить даже отношения с теми соседями, с которыми мы этого не планируем, например с Белоруссией или Казахстаном. Наконец, может встать вопрос — а на каком основании Совет народных комиссаров в 1917 г. признал независимость Финляндии?

В свою очередь, политолог Виктор Шейнис комментирует: "Я бы поставил вопрос: насколько было конституционным присоединение государств Прибалтики в 1939-40 годах к СССР. Это же исходный пункт абсолютно насильнического мероприятия! Кроме того, решение прокуратуры бессмысленно, не имеет никакого значения, никаких последствий, как и решение о Крыме в 1954 году, так как решение принимает суд, а не прокуратура. Она может возбудить дело, но окончательных решений по законодательству, обязательных для кого бы то ни было, принять не может".

Шейнис считает это "чисто политическим шоу", бессмысленным и не имеющим реальных оснований. По его мнению, если идти этим путем, то можно задавать и вопросы о том, была ли легитимной Октябрьская революция или Советский союз.

Как сообщал Диалог ранее, генпрокуратура РФ заявила, что передача Крыма Украине в 1954 незаконна.

Российская Генпрокуратура заявила, что решения о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР не соответствовали Конституции.

Об этом говорится в ответе Генеральной прокуратуры России на соответствующий запрос председателя партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова.

В сообщении прокуратуры отмечается, что у президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР не было полномочий принимать решения, связанные с территориальным устройством республик.

"Ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривала полномочий Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении конституционно-правового статуса автономных советских социалистических республик, входящих в состав союзных республик», - говорится в заключении Генпрокуратуры РФ.

Последние новости