7 февраля 2015, 15:21

Минфин: рассматривается возможность "вовлекать в бюджет" банковские депозиты населения в военное время

Такая идея звучала и раньше, но если в первоначальном варианте под действие подобной нормы подпадали практически все депозиты граждан и организаций, то в новой редакции существенно повышается "общественный болевой порог".

Минфин: рассматривается возможность "вовлекать в бюджет" банковские депозиты населения в военное время

Как пишет "Зеркало недели", теперь под фактическую "временную национализацию" рискуют угодить депозиты граждан свыше 200 тысяч гривен.

В подготовленном Минфином законопроекте "О финансовой системе Украины в особый период" в числе прочего содержался ряд пунктов, касающихся банковских депозитов граждан и организаций.

В частности, речь шла о том, что "в случае введения военного положения и наложения моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных счетах в банках, и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам и/или привлекались от граждан на возвратной основе, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства в особый период путем зачисления их части, размер которой определяется Кабмином, в государственный бюджет".

Законопроект предусматривал, что привлеченные таким образом средства включаются в государственный долг, оформляющийся государственными ценными бумагами, передающимися собственникам этих средств.

Обязательства по таким ценным бумагам выполняются государством после окончания особого периода за счет средств госбюджета на условиях, определенных этими ценными бумагами.

То же касалось средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физлиц-предпринимателей, а также фермерских хозяйств.

Предпосылками для подобных инициатив являются не только угроза введения военного положения в стране в случае эскалации конфликта на ее Востоке, но и серьезные проблемы с выполнением доходной части госбюджета.

Вышеназванный законопроект появился не просто так, а во исполнение указа президента (от 24 сентября 2014 года) и поручения премьер-министра (от 27 октября 2014 года) о необходимости создания законодательных оснований для функционирования финансовой системы в так называемый особый период.

Оба прошлогодних рассмотрения законопроекта правительством заканчивались его отправкой на доработку. То же самое произошло и в году нынешнем после его вынесения на возглавляемый премьером правительственный комитет по вопросам экономического развития и европейской интеграции.

Просочившаяся в СМИ причина: возможная дискредитация правительства (особенно в преддверии принятия решения о свободном курсообразовании на межбанке, уже приведшего к новому витку девальвации).

Хотя, как указывалось в сопроводительных документах, перед рассмотрением на правительственном комитете документ был согласован с Национальным банком, Минэкономразвития, Минюстом, ГКЦБФР, Нацкомфинуслуг, Минобороны, МВД.

На данный момент подготовка соответствующего законопроекта продолжается, и большинство его положений остаются неизменными.

В частности, новый набор предложений может предусматривать еще более широкое использование средств населения и бизнеса для нужд госбюджета и банков, на спасение которых средств у государства нет.

Последние новости