Секретный боевой беспилотник ВВС США XQ-58A "Валькирия" совершил первый полет
QX-58 может привести к созданию совершенно нового класса очень гибких и доступных беспилотных боевых самолетов, способных произвести революцию в ходе возможных боевых столкновений при участии американских ВВС.
Всего через неделю после того, как Boeing представила свою концепцию боевого беспилотника "лояльный ведомый", ориентированную на экспорт, исследовательская лаборатория ВВС объявила о том, что их собственный аналогичный проект, получивший название XQ-58A Valkyrie, совершил свой первый полет. Она также опубликовала самое первое за последние два с половиной года изображение самолета, который был разработан под завесой секретности, сообщает Диалог.UA ccылаясь на публикацию издания TheDrive.
Первая подобная концепция в производстве ударной авиации
Пресс-релиз ВВС США о первом полете самолета гласит:
5 марта 2019 года на испытательном полигоне Юма, штат Аризона, демонстрационный самолет XQ-58A Valkyrie, большой дальний, сверхзвуковой беспилотный летательный аппарат, завершил свой первый полет. Исследовательская лаборатория ВВС в сотрудничестве с разработчиком беспилотных авиационных систем Кратос разработала XQ-58A.
Эти совместные усилия входят в портфель технологий малозатратных авиационных технологий (LCAAT) Исследовательской лаборатории ВВС, цель которых состоит в том, чтобы сломать траекторию роста стоимости тактически значимых воздушных судов. Цели инициативы LCAAT включают в себя более быстрое проектирование и создание UAS путем разработки более совершенных инструментов проектирования, а также совершенствование и использование коммерческих производственных процессов для сокращения времени и стоимости сборки.
Разработанный для независимости от взлетно-посадочной полосы, самолет вел себя как ожидалось и пролетел 76 минут времени полета. Время до первого полета заняло чуть более 2,5 лет с момента заключения контракта. XQ-58A имеет в общей сложности пять запланированных испытательных полетов в два этапа, в задачи которых входит оценка функциональности системы, аэродинамических характеристик, а также систем запуска и восстановления.
"XQ-58A является первым примером класса беспилотного летательного аппарата, который определяется низкими закупочными и эксплуатационными расходами при одновременном обеспечении изменчивой боевой способности", - сказал Дуг Щублевски, руководитель программы AFRL XQ-58A.
Помимо окончательного разрушения прикрытия, как концепции "истребительного" беспилотного боевого самолета ВВС США, XQ-58A является действительно первой концепцией UCAV ВВС, которую мы увидели с тех пор, как весь импульс, направленный на развертывание любого типа этого многообещающего самолета, внезапно дематериализовали лучшую часть десятилетия назад. XQ-58A, скорее всего, представляет собой нижний предел теневых программ UCAV ВВС США.
Относительно дешевый, но сердитый способ усилить боевую мощь ВВС
Есть надежда, что XQ-58A обеспечит недорогую возможность наблюдения, забастовки и поддержки радиоэлектронной борьбы, которая может работать в различных операциях независимо, как кооперативный рой, или же как часть так называемой концепции "лояльного ведомого". Q-58 будут работать под командованием ближайшего пилотируемого боевого самолета. Скрытый беспилотник, который предположительно имеет дальность полета более 2000 миль и способен нести пару бомб малого диаметра или средств радиоэлектронной борьбы и наблюдения, также может запускаться с использованием ракетных ускорителей вместо использования только взлетно-посадочных полос.
Kratos Defense, производитель беспилотных летательных аппаратов, который наиболее известен своим каталогом высоко уважаемых дронов-мишеней, и AFRL всегда рассматривали XQ-58, прежде всего, как разрушитель, когда дело доходит до стоимости.
LCASD стремится к тому, чтобы в конечном итоге получить дополнительно многоразовую, легко приспосабливаемую, низкопробную беспилотную боевую авиатехнику по цене 3 миллиона долларов за штуку для партий до 99 самолетов в год или по 2 миллиона долларов каждая при ежегодных заказах от 100 и более. По сути, концепция LCASD является "объемной" как в стратегии, лежащей в ее основе, так и с точки зрения ее доступности.
Имейте в виду, что цены, которые вы увидели, больше соответствуют продвинутым крылатым ракетам, а не плохо адаптируемым скрытным дронам, которые можно многократно использовать повторно. Если экспериментальная программа превратится в оперативную, поддерживаемую серийным производством, Q-58 может значительно увеличить боевую мощь и гибкость ВВС за относительно скромную цену.
Новый беспилотник прекрасно согласуется с требованиями Пентагона
Тот факт, что им можно управлять из мест, где нет большой нетронутой взлетно-посадочной полосы, также прекрасно согласуется с необходимостью того, чтобы Пентагон мог бороться с равноправным государством в сильно рассредоточенной боевой среде, где инфраструктура практически отсутствует. Дальность полета на этих беспилотниках также позволяет использовать относительно недорогой и непредсказуемый вариант для пробивания вражеского пузыря, препятствующего доступу / отказу в зоне, а истребителям, которые, как известно, зависят от уязвимых самолетов-заправщиков, будет все труднее делать это.
Так что да, XQ-58A - действительно захватывающий X-самолет, который может изменить боевые действия ВВС в ближайшем будущем. И учитывая, что иностранные державы, как дружелюбные, так и недружественные для США, быстро работают над созданием своих скрытых боевых систем большой дальности, появление XQ-58 не могло произойти достаточно скоро.
Но, опять же, этот самолет, вероятно, представляет собой нижний предел инициатив UCAV ВВС США - верхушка практически невидимого айсберга.
По крайней мере никто нам не мешает предполагать это.
Ранее мы сообщали, как американский бомбардировщик Boeing B-52H Stratofortress вылетел с авиабазы Файрфорд на территории Великобритании, чтобы совершить учебную "бомбардировку" Балтийского флота у берегов российского Калининграда.
Источник: издание TheDrive. author Tyler Rogoway
Перевод материала редакцией "Диалог.UA" раздел ИноСМИ