6 июля 2014, 09:57

Украина — страна богатая. Бедной ее делают правители

​Помнится, когда четверть века назад перерожденцы и приспособленцы, стоявшие у руля великого государства, пускали эшелон под названием «СССР» под откос, гражданам будущей независимой Украины обещали: новая жизнь будет не хуже. Успокаивали: нам досталась богатая страна. И если ни с кем ее богатствами не делиться, то будет не жизнь, а малина.

Украина — страна богатая. Бедной ее делают правители

Что в итоге получилось, напоминать, думаю, нет смысла. Другое дело, что политические «обещалкины» говорили, в общем-то, правду. Украинская земля действительно напоминает сундук с сокровищами. Но, даже сидя на богатстве, можно оставаться бедным. Если тобой руководят лгуны, коррупционеры, аферисты, проходимцы и просто ворюги...

Когда сегодня муссируется вопрос об энергетической безопасности Украины, хочется напомнить, что, по подсчетам специалистов, углем собственной добычи наша страна обеспечена на 300 лет. Запасами урана — на 100.

В международном рейтинге стран, обладающих залежами рудных полезных ископаемых, Украина может вполне обоснованно претендовать на первое место. Ведь в ее активе, кроме урановых руд, до 20% мировых запасов железа и марганца. Только в одном Криворожском железорудном бассейне можно обнаружить минеральные ресурсы, содержащие всю таблицу Менделеева.

Специалисты даже подсчитали, сколько стоит подземное богатство Украины. Оказывается, рыночная стоимость полезных ископаемых составляет фантастическую сумму — 7,5 триллиона долларов! В недрах Украины находятся железные, марганцевые, урановые, ильменитовые руды, уголь, природный газ, нефть, циркон, каолин, соли, графит, облицовочные и строительные камни, минеральные воды, благородные и цветные металлы. В общем, добывай и радуйся жизни.

Увы, действительность не так лучезарна. По оценке компетентных людей, в стране насчитывается порядка 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Только чуть больше трети из них разведаны. А разрабатывается еще меньше — половина от разведанных запасов, порядка 3,3 тысячи месторождений.

Украинская земля действительно напоминает сундук с сокровищами. Но, даже сидя на богатстве, можно оставаться бедным. Если тобой руководят лгуны, коррупционеры, аферисты, проходимцы и просто ворюги...

При этом добывающая отрасль является одним из локомотивов экспорта. По подсчетам специалистов, эксплуатация недр обеспечивает более 40% внутреннего валового продукта. Полезные ископаемые приносят до трети всей валютной выручки.

Безусловно, откровенная ставка на эксплуатацию подземных богатств немного пугает. Ведь добыча полезных ископаемых — это своеобразный диалог с будущим. Мол, что мы оставим грядущим поколениям? Неслучайно многие экономически развитые страны сознательно ограничивают развитие собственной добывающей отрасли, предпочитая «копаться» в чужой земле. Но что делать, если Украина стараниями олигархов и коррумпированных чиновников стремительно превращается в сырьевой придаток мировой экономики?

Впрочем, и в этой ситуации можно найти положительные моменты. При одном условии: заниматься разработкой недр надо по-хозяйски, с умом и рачительно. С обязательным учетом потребностей будущего.

В общем, казалось бы, проблема не стоит выеденного яйца. Те месторождения, которые Украина в состоянии разрабатывать самостоятельно, необходимо обслуживать дальше, с учетом потребностей и запросов национальной экономики. К примеру, если Украина собирается и в дальнейшем делать ставку на выплавку металла, то уже сейчас, а не через 20-30 лет, необходимо заниматься разведкой и разработкой новых месторождений.

Причем, по мнению специалистов, необходимо устранить очевидный перекос. Украинская экономика использует в основном те полезные ископаемые, которые нужны для металлургической промышленности. А запасы редких металлов остаются практически нетронутыми. К уникальным и крупным месторождениям специалисты относят Пержанское (бериллий), Азовское (редкие земли, цирконий), Мазуровское (ниобий, тантал, цирконий), Полоховское (литий), Мостовое (тантал), Новополтавское (комплекс фосфорных редкоземельных и редкометаллических руд) и др. Также Украина, пока не растеряла окончательно свой научный потенциал и не уничтожила лаборатории, может наладить выпуск сверхчистых металлов — галлия, индия, таллия, бериллия, германия, палладия, свинца, олова, висмута, скандия, теллура. С таким сырьем нашей стране будет не стыдно выходить на мировой рынок.

Не хватает своих сил на разработку месторождений? Зовите помощников в виде иностранных инвесторов. Оказывается, звали. Но те идти не спешат. И этот вопрос — а почему, собственно? — очень интересен в контексте перспективы развития национальной экономики.

Понятно, что к месторождениям железорудного сырья иностранцев пускают неохотно. Дело в том, что отечественные олигархи, «оседлавшие» черную металлургию, постарались выстроить цепочки замкнутого цикла. От добычи сырья до продажи труб, проката, проволоки и т. д. Замкнутость позволяет оптимизировать затраты на каждом производственном отрезке. Плюс тотальный контроль. В общем, государство в государстве получается в результате выстраивания замкнутого цикла.

Ну, а украинские толстосумы очень любят себя чувствовать максимально автономно в делах и поступках. Поэтому, когда появилась возможность за бесценок, с помощью коррумпированных чиновников, скупить месторождения сырья, необходимого для производства черного металла, они немедленно это сделали.

Другое дело — добыча золота. Или алмазов. Вот тут помощь иностранных инвесторов была бы кстати. И они приходили, предлагали свои услуги. Было это 10-15 лет назад. Среди потенциальных инвесторов преобладали компании с мировым именем.

Тем не менее, ни одна из них не осталась работать в Украине. С тех пор за нашей страной укрепился имидж ненадежного партнера в добывающей отрасли. Ненадежность в бизнесе определяется по одному параметру: если данное слово не выполняют. В независимой Украине такое происходит сплошь и рядом. Для иностранцев это, может быть, в диковинку, когда чиновник, вошедший в тесный контакт с инвестором (надеюсь, всем понятно, о чем идет речь), вместо того чтобы организовать «зеленую улицу» и создавать режим наибольшего благоприятствования, начинает вставлять палки в колеса, если узнает, что «обласканный» им иностранный предприниматель вдруг начинает добиваться успеха.

Тут же всплывает на свет Божий знаменитая фраза Энди Таккера — персонажа одного из рассказов О. Генри, который, видя перспективу чужого успеха, любил говорить, что, дескать, у него такое чувство, что он сам может справиться с вашим делом. Так и украинские чиновники дюже охочи до чужого добра, когда видят «перспективу». А ведь для любого инвестора в добывающей отрасли самым большим риском является возможная потеря права на разработку месторождения. Увы, как свидетельствует история украинской промышленности эпохи независимости, подобное происходило сплошь и рядом.

Ведь в нашей стране, говорят иностранные инвесторы, и так очень сложно вести бизнес. Процветают коррупция и тотальное рейдерство. Законодательство и органы правопорядка не обеспечивают надежную защиту собственности и инвестиций. Отстоять свои права в «самом гуманном суде в мире» практически невозможно. Единственной более-менее защитой может стать заступничество высокопоставленного чиновника из авторитетного органа государственной власти. Увы, как показывает практика, служитель державных интересов зачастую играет на стороне рейдера и захватчика. В таких случаях говорят: ничего личного — только бизнес.

Украина, по мнению специалистов, потенциально может привлечь до 3 миллиардов долларов иностранных инвестиций в добычу и обогащение твердых металлов. А в перспективе — и того больше. Может же Австралия привлекать до 200 миллиардов в добывающую отрасль. А мы, что, хуже?

Увы, вместо продуманной и взвешенной политики в области добычи полезных ископаемых, которая поможет национальной экономике устоять на ногах в наше бурное время, Украина все сильнее ввязывается в авантюру со сланцевым газом. Уже многим специалистам стало понятно, что ставка на данное топливо — мошеннический «пузырь», «подарок» от США, которые долго искали, чем ответить на газовое господство России.

Из замусоленной колоды американцы достали крапленую карту — сланцевый газ. Он должен сыграть роль главного оружия в битве энергоресурсов между ними и россиянами. При этом миллионы долларов бросают на то, чтобы в средствах массовой информации и публичных дискуссиях обелить репутацию сланцевого газа. Дескать, сведения о том, что его добыча экономически неэффективна и наносит громадный вред окружающей среде, являются ложью.

Украинские высокопоставленные чиновники подключились к этой пропаганде. Понятно, что на «определенных условиях». Им, по большому счету, все равно, что будет с землей во Львовской, Харьковской и Донецкой областях, где иностранные инвесторы намереваются добывать сланцевый газ, насколько загрязненным окажутся территории, как это отразится на здоровье людей, там живущих. Крупный капитал что в Украине, что на Западе действует по одному принципу: после нас хоть потоп. Ну, а потом скажет «извините» и исчезнет. А нам жить...

Олег Набатов, «ВРЕМЯ.UA»

Последние новости