Выбор редакции
Видео
Криминал
Шоу-бизнес
Спорт

Ученые доказали скрещивание людей с неандертальцами в Румынии

Наука и техника
1950
неандерталец, человек, ученые
В промежуток между 45 и 35 тысячами лет назад современные люди полностью вытеснили из Европы неандертальцев, ранее бывших единственными обитателями этой части света.

ДНК с найденной в Румынии челюстной кости представила первое доказательство того, что примерно 40 тысяч лет назад современные люди скрещивались с неандертальцами на территории Европы. О новом открытии сообщил журнал Nature.

Существуют археологические свидетельства контактов между двумя представителями рода Homo (новые орудия, погребальные ритуалы, украшения), однако костей того периода в распоряжении ученых практически нет.

Именно поэтому настолько значимой оказалась челюстная кость, обнаруженная в 2002 году в румынской пещере Пештера ку Оасе. Датировали кость 37-42 тысячами лет назад. В пещере отсутствовали предметы, позволяющие понять, к какому виду людей принадлежали ее обитатели. Некоторые характерные для неандертальцев черты указали на смешанное происхождение владельца челюсти.

Цяомэй Фу (Qiaomei Fu), аспирант Сванте Паабо (Svante Pääbo) из немецкого Института имени Макса Планка, проделала большую работу, извлекая фрагменты ДНК человека из кости. Фу и ее научный руководитель Дэвид Райх (David Reich) из Гарварда, провели сравнение генома обладателя челюсти с данными по другим группам людей. Оказалось, что человек из Пештера ку Оасе был ближе к неандертальцам, чем любой другой известный науке индивид — от шести до девяти процентов его генома было унаследовано от прежних обитателей Европы. Для сравнения, у современных европейцев и жителей Восточной Азии этот показатель составляет примерно два процента.

Объем неповрежденной ДНК неандертальцев также указал на то, что румынского человека отделяли от его неандертальского предка всего четыре-шесть поколений. Таким образом, два вида Homo скрещивались сразу же после прибытия последней группы на территорию Европы.

Однако до современных европейцев неандертальские гены человека из Пештера ку Оасе не дошли. По всей видимости, он принадлежал к первой волне кроманьонцев, появившихся в Европе — это группа была полностью сметена последующими переселенцами, заявил Райх.